СОЦИОДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДЕФЕКТА ЛИЧНОСТИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КЛИНИКО-ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Авторы

  • Евгений Владимирович Руденский

Ключевые слова:

социально-психологическая виктимология личности, клиниче- ская виктимология личности, социодинамика, культурно-психологический дефект личности, концептуальный клинико-виктимологический анализ

Аннотация

Развитие социально-психологической виктимологии личности как системы виктимологических теорий социальной психологии объективно формирует проблему концептуальной разработки основных концептов (понятий), общих для всех ее частей и для каждой части в отдельности. Это позволит решить еще проблему концептуального единства всей теоретической системы социально-психологической виктимологии личности и выйти на решение проблемы теоретической концептуализации социально-психологической виктимологии личности с позиции единства ситуационно-динамического подхода и диспозиционно-динамического подхода. Связывание этих трех проблем в единый проблемный комплекс теоретико-концептуального исследования осуществлено автором за счет выдвижения в качестве объекта исследования концепта «культурно-психологического дефекта личности», в качестве предмета – его функционально-динамическую детерминацию – социодинамику развития культурно-психологического дефекта личности.

В статье представлены материалы теоретико-концептуального исследования социодинамики развития культурно-психологического дефекта личности. Целью исследования является экспозиция и апробация метода концептуального клинико-виктимологического анализа детерминирующего воздействия социодинамики культуры, психодинамики личности и социодинамики личности на формирование концептуальной системы, раскрывающей сущность понимания формирования феномена социальной психологической виктимологии личности «культурно-психологический дефект личности», его структуры и функции в общей концептуальной системе. Исследование выполнено на базе разработанной и адаптированной автором клинико-социологической методологии социально-психологической виктимологии личности, в структуре которой концептуальный клинико-виктимологический анализ рассматривается как гносеологический метод, создающий основания для феноменологического конструирования концептов социально-психологической виктимологии личности и ее структуры. Сформулирован вывод о том, что исследование социодинамики развития культурно-психологического дефекта личности методом концептуального клиниковиктимологического анализа не только расширяет понимание направлений научного поиска, осуществляемого Научной школой социальной психологии клинической виктимологии личности, но и дает основание расширить ее функциональную принадлежность в социальной психологии.

Биография автора

Евгений Владимирович Руденский

клинический виктимолог-социатр, социальный терапевт-виктимолог, клинический социолог, драматерапевт-виктимолог, доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, профессор социальной психологии и клинической социологии, действительный член Академии педагогических и социальных наук; действительный член Международной академии педагогических наук; действительный член Международной академии социальной работы; действительный член Международной академии социального прогнозирования; член-корреспондент Международной академии наук высшей школы; профессор кафедры социальной психологии и виктимологии факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета; президент-научный руководитель НИА «Лаборатория социально-психологической виктимологии личности профессора Е. В. Руденского»

Библиографические ссылки

Махнач А. В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 495 с.

Миллер А. В начале было воспитание / пер. с нем. И. В. Силаевой. М.: Академ. проект; Фонд «Мир», 2013. 223 с.

Региер Н. Конфликт – это подарок. Как направить энергию разногласия в мирное русло / пер. с англ. И. Литвиновой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 272 с.

Руденский Е. В. Субъектная виктимность личности подростка как уязвимость жизнеспособности // Смальта. 2020. № 3. С. 32–40.

Руденский Е. В. Методологические основы виктимологии образования. Новосибирск: Архивариус-Н, 2004. 182 с.

Руденский Е. В. Психология отклоняющегося развития. М.: Юрайт, 2019. 392 с.

Соколова Е. Т. Клиническая психология утраты Я. М.: Смысл, 2015. 895 с.

Уманская Е. Г. Развитие личности в условиях депривации. М.: Изд-во МГУ, 2013. 148 с.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс, 2000. 480 с.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000. 416 с.

Загрузки

Опубликован

2021-04-29

Выпуск

Раздел

Теоретико-методологические аспекты психологии и других наук о человеке