Роль наставничества в успешной адаптации начинающих специалистов и студентов психолого-педагогического направления: ключевые аспекты и современные подходы
DOI:10.15293/2312-1580.2502.01
Ключевые слова:
наставничество, наставник, адаптация, студенты, начинающий специалист, сопровождение, педагог-психолог, субъекты образовательного пространстваАннотация
В статье рассматривается значимость наставничества как эффективного способа в успешной адаптации начинающих специалистов и студентов психолого-педагогического направления. Постоянно меняющиеся условия реальности предъявляют высокие требования к начинающим специалистам, что приводит к необходимости пересмотра подходов к процессу подготовки кадров. Поэтому возрождение и развитие института наставничества в современных реалиях является вызовом для образовательных структур разного профиля, а система непрерывного наставничества – это государственный приоритет, так как она способствует социальной адаптации и интеграции молодых людей в общество и является инструментом развития человеческого капитала. Рассматривается роль наставника как носителя необходимых личностных и профессиональных качеств в период вхождения в образовательную и профессиональную деятельность. Определены направления наставничества
Библиографические ссылки
Алексеева Д. А., Алексеева И. Ю. Преподаватель в контексте цифровизации образования // Ведомости прикладной этики. 2021. № 57. С. 83–92.
Багдасарян А. А. Система развивающего взаимодействия «Учитель-наставник –
студент» как фактор профессионального становления будущего учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук. Майкоп, 2006. 28 с.
Булах К. В., Тартышева Н. А., Тартышева А. В., Петьков В. А. Анализ эффективности региональной системы наставничества над молодыми специалистами в сфере государственной молодежной политики (по результатам социологического опроса
в Ставропольском крае) // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8 (88). С. 22–29.
Вершловский С. Г. Особенности профессионального становления молодого учителя // Советская педагогика. 2014. № 4. С. 76–84.
Исмаилов Г. М., Куликов Р. И., Ломовская С. А., Исмаилова С. С., Ноткина В. О. Наставничество в системе профессионального образования // Профессиональное образование: проблемы и достижения: материалы X Международной научно-практической конференции. Томск, 2021. С. 54–58.
Кириченко А. М. Проблемы подготовки учителей-наставников (обзор зарубежного опыта) // Дискуссия. 2017. № 11 (85). С. 110–116.
Коменский Я. А. Великая дидактика. М.: Просвещение, 2001. 128 с.
Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: дис. … канд. пед. наук. М., 2007. 178 с.
Мен Дж., Хенниссен П., Лофран Дж. Развитие профессиональных знаний будущих учителей в области преподавания: влияние наставничества // Преподавание
и педагогическое образование. 2017. № 66. С. 47–59.
Мороз А. Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Киев, 1983. 50 с.
Наставничество в образовании: современная практика: сборник материалов международной (заочной) научно-практической конференции (20 ноября 2019 г.). Курган, 2019. 188 с.
Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения». 2-е изд. Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2020. 51 c.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.05.2025
№ 1264-р [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/ 0001202505220052 (дата обращения: 25.04.2025)
Радостина Н. Б. Особенности педагогического наставничества в сравнении с наставничеством в других профессиональных сферах // Стратегические направления развития образования в Оренбургской области: материалы научно-практической конференции с международным участием (Оренбург, 29 сентября 2017 г.). Оренбург: Изд-во ОГУ, 2017. С. 591–595.
Сажина С. Д. Особенности организации наставничества в организации высшего образования // Человек. Культура. Образование. 2020. № 2 (36). С. 175–184.
Сафонов А. А., Петровская Е. С. Актуальность реализации педагогической системы наставничества в высшем учебном заведении // Концепции современного образования: время перемен: сборник научных трудов. Казань, 2020. С. 176–182.
Турянская О. Ф. Теория и практика личностно ориентированного обучения истории в школе: монография. Луганск: ГУ «ЛНУ имени Тараса Шевченко», 2008. 496 с.
Учинина Т. В., Рылякин Е. Г., Морозова Е. С., Березнёва М. Э., Алмаев Н. О. Профессиональная адаптация выпускников технических вузов // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 2. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32571
Ушинский К. Д. Воспитание внимания // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: для студентов высших педагогических учебных заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Академия, 2001. С. 125–130.
Фомин Е. Н. Компетентностно-ориентированное наставничество студенческой молодежи на современном предприятии как ресурс качества профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 28 с.
Шивцова Е. А., Плаксина В. А. О функционировании системы «серебряного» наставничества в профессиональной образовательной организации // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 3 (23). С. 73–78.
Yamamoto K. To See Life Grow: The Meaning of Mentorship // Theory Into Practice. 1988. Vol. 27, Issue. 3. Pp. 183–189. URL: https://www.jstor.org/stable/1477189 (дата обращения: 25.04.2025).
References
Alekseeva D. A., Alekseeva I. Yu. The Teacher in the Context of Education Digitalization. Bulletin of Applied Ethics, 2021, no. 57, pp. 83–92. (In Russian)
Bagdasarjan A. A. The System of Developmental Interaction “Teacher-Mentor –
Studentˮ as a Factor in the Professional Development of Future Teachers: Abstract of Candidate’s dissertation in Pedagogy. Maykop, 2006, 28 p. (In Russian)
Bulakh K. V., Tartysheva N. A., Tartysheva A. V., Petkov V. A. Analysis of the Effectiveness of the Regional Mentoring System for Young Specialists in state Youth Policy (Based on a Sociological Survey in Stavropol Krai). Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, 2021, no. 8 (88), pp. 22–29. (In Russian)
Vershlovsky S. G. Peculiarities of Professional Development of Young Teachers. Soviet Pedagogy, 2014, no. 4, pp. 76–84. (In Russian)
Ismailov G. M., Kulikov R. I., Lomovskaya S. A., Ismailova S. S., Notkina V. O. Mentoring in Vocational Education. Vocational Education: Problems and Achievements: Collection of Materials of the X International Scientific and Practical Conference. Tomsk, 2021, pp. 54–58. (In Russian)
Kirichenko A. M. Problems of Training Mentor Teachers (Review of Foreign Experience). Diskussiya, 2017, no. 11 (85), pp. 110–116. (In Russian)
Komensky Ya. A. The Great Didactic. Moscow: Prosveshcheniye Publ., 2001,
p. (In Russian)
Kruglova I. V. Mentoring as a Condition for Professional Development of Young Teachers: Candidate’s dissertation in Pedagogy. Moscow, 2007, 187 p. (In Russian)
Men J., Hennissen P., Lofran J. Developing Future Teachersʼ Professional Knowledge in Teaching: the Impact of Mentoring. Teaching and Teacher Education, 2017, no. 66,
pp. 47–59. (In Russian)
Moroz A. G. Professional Adaptation of Pedagogical University Graduates: Abstract of Doctoral dissertation in Pedagogy. Kiev, 1983, 50 p. (In Russian)
Mentoring in Education: Modern Practices: Conference proceedings. Kurgan, 2019, 188 p. (In Russian)
Nugumanova L. N., Yakovenko T. V. Mentoring: An effective form of Learning: Handbook (2nd ed.). Kazan, 2020, 51 p. (In Russian)
Order of the Government of the Russian Federation dated 21.05.2025 no. 1264-r [Electronic resource]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202505220052 (date of access: 25.04.2025). (In Russian)
Radostina N. B. Features of Pedagogical Mentoring Compared to Mentoring in Other Professional Fields. In: Strategic Directions of Educational Development in Orenburg region: Scientific and Practical Conference with International Participation. Orenburg: Orenburg State University Publ., 2017, pp. 591–595. (In Russian)
Sazhina S. D. Features of Mentoring Organization in Higher Education Institutions. Human. Culture. Education, 2020, no. 2 (36), pp. 175–184. (In Russian)
Safonov A. A., Petrovskaya E. S. Relevance of Implementing a Pedagogical Mentoring System in Higher Education. In: Concepts of Modern Education: Time of changes. Kazan, 2020, pp. 176–182. (In Russian)
Turyanskaya O. F. Theory and Practice of Personality-Oriented History Teaching in Schools: Monograph. Lugansk: Lugansk State University Publ., 2008, 496 p. (In Russian)
Uchinina T. V., Rylyakin E. G., Morozova E. S., Berezneva M. E., Almaev N. O. Professional Adaptation of Technical University Graduates. Modern Problems of Science and Education, 2023, no. 2. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32571 (In Russian)
Ushinsky K. D. Development of Attention. In: I. V. Dubrovina A. M. Prikhozhan, & V. V. Zatsepin (Eds.), Developmental and Educational psychology. Moscow: Akademia Publ. 2001, pp. 125–130. (In Russian)
Fomin E. N. Competency-Based Mentoring of Student Youth in Modern Enterprises as a Resource for Professional Training Quality: Abstract of Candidate’s Dissertation in Pedagogy. Moscow, 2013, 28 p. (In Russian)
Shivtsova E. A., Plaksina V. A. On the Functioning of the “Silverˮ Mentoring System in Professional Educational Organizations. Innovative Development of Professional Education, 2019, no. 3 (23), pp. 73–78. (In Russian)
Yamamoto K. To See Life Grow: The Meaning of Mentorship. Theory Into Practice, 1988, vol. 27, issue. 3, pp. 183–189. URL: https://www.jstor.org/stable/1477189 (date of access: 25.04.2025).


