Апробация модели инклюзивной школы: анализ опыта и перспективы развития
DOI: 10.15293/2312-1580.2404.06
Ключевые слова:
инклюзивное образование, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, особые образовательные потребности, специальные условия образованияАннотация
Современное общество сталкивается с новыми вызовами в сфере образования, связанными с увеличением числа детей с особыми образовательными потребностями. Это обостряет проблему создания специальных условий для обучения и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, что делает инклюзивное образование одной из приоритетных задач современной образовательной системы. В статье представлен опыта апробации модели инклюзивной школы, ее критериев и показателей эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Результаты апробации модели инклюзивной школы показали высокую эффективность данной модели в условиях региона. Перспективами развития складывающейся практики стало создание единого виртуального сообщества на базе имеющихся платформ для сопровождения апробации модели и представления эффективных практик инклюзивного образования.
Библиографические ссылки
Беткер Л. М., Ермакова П. П. Исследование готовности педагогов дошкольного образования к оказанию ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2024. № 1 (58). С.74–84.
Беткер Л. М., Ермакова П. П. О методическом сопровождении подготовки педагогов к реализации инклюзивного образования // Непрерывное образование: проблемы, решения, перспективы: материалы II Всероссийской научной конференции (с международным участием) (г. Санкт-Петербург, 23 ноября 2022 г.). СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2023. С. 158–164.
Беткер Л. М., Акентьева И. Ю., Бурмистрова Т. В., Репский В. М., Чепчина Н. В. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности образовательных организаций в условиях реализации инклюзивного образования. М.: Библио-Глобус, 2019. 194 с.
Межведомственный комплексный план мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 г.), утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т. А. Голиковой от 2 марта 2023 г. № 2300п-П8. [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/mezhvedomstvennyi-kompleksnyi-plan-meropriiatii-po-razvitiiu-inkliuzivnogo/ (дата обращения: 18.10.2024).
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19 декабря 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=444229 (дата обращения: 13.10.2024).
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=444229 (дата обращения: 06.10.2024).
Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов: методические материалы для руководителей, педагогов, специалистов сопровождения (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов, психологов, социальных педагогов, тьюторов) / сост. Л. М. Беткер, М. И. Еременко, Н. В. Лопаткина. Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2016. 90 с.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «Об апробации модели инклюзивной школы» от 25.04.2024 [Электронный ресурс]. URL: https://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2024/04/DG-665_07-ot-25.04.2024.pdf (дата обращения: 18.10.2024).
Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии: практическое пособие / под ред. М. Вогана [Электронный ресурс]. URL: https://inclusion24.ru/wp-content/uploads/2016/09/pokazateli-incliuzii.pdf (дата обращения: 13.10.2024).
Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.03.2024 № 10-П-312 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 марта 2022 года № 10-П-312 “Об утверждении регионального межведомственного комплексного плана мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года)”» [Электронный ресурс]. URL: https://комобразбер.рф/data/documents/Prikaz-DOin-591-izmen-v-312.pdf (дата обращения: 13.10.2024).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=481817 (дата обращения: 13.10.2024).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2023 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Электронный ресурс]. URL: https://shkola2yugorsk-r86.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/pr_minpros1026.pdf (дата обращения: 13.10.2024).
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_442699/ (дата обращения: 18.10.2024).
Рубцов В. В., Алехина С. В. Инклюзивное образование: актуальный дискурс и перспективы развития // Психологическая наука и образование. 2024. Т. 29, № 5. С. 4–5.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 13.12.2024).
Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции
о правах инвалидов» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129200/ (дата обращения: 13.10.2024).
Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование, 2019. 448 с.
References
Betker L. M., Ermakova P. P. A study of the Readiness of Preschool Teachers to Provide early Assistance to Children with Disabilities. Scientific Support of the Personnel Training System, 2024, no. 1 (58), pp. 74–84. (In Russian)
Betker L. M., Ermakova P. P. On Methodological Support of Teacher Training for the Implementation of Inclusive Education. Continuing Education: Problems, Solutions, Prospects: Materials of the II All-Russian Scientific Conference (with International Participation) (St. Petersburg, November 23, 2022). St. Petersburg: LSU named after A. S. Pushkin, 2023, pp. 158–164. (In Russian)
Betker L. M. Akentieva I. Yu., Burmistrova T. V., Repsky V. M., Chepchina N. V. Scientific and methodological support of innovative activities of educational organizations in the context of the implementation of inclusive education. Moscow: Biblio-Globus Publ., 2019, 194 p. (In Russian)
Interdepartmental Comprehensive Action Plan for the Development of Inclusive General and Additional Education, Childrenʼs Recreation, and the Creation of Special Conditions for Students with Disabilities, with Disabilities for the Long Term (until 2030), approved by Deputy Prime Minister of the Russian Federation, T. A. Golikova, dated March 2, 2023 no. 2300p-P8 [Electronic resource]. URL: https://sudact.ru/law/mezhvedomstvennyi-kompleksnyi-plan-meropriiatii-po-razvitiiu-inkliuzivnogo/ (date of access: 18.10.2024). (In Russian)
On the Approval of the Federal State Educational Standard for Primary General Education of Students with Disabilities: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation no. 1598 dated December 19, 2014 [Electronic resource]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=444229 (date of access: 13.10.2024). (In Russian)
On the Approval of the Federal State Educational Standard for the Education of Students with Mental Retardation (Intellectual Disabilities): Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation no. 1599 dated December 19, 2014 [Electronic resource]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=444229 (date of access: 06.10.2024). (In Russian)
Organization of Inclusive Education for Students with Disabilities and/or Children with Disabilities: Methodological Materials for Managers, Teachers, Support Specialists (Speech Therapists, Speech Pathologists, Teachers, Psychologists, Social Educators, Tutors). L. M. Betker, M. I. Eremenko, N. V. Lopatkina. Khanty-Mansiysk: RIO IRO Publ., 2016, 90 p. (In Russian)
Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation “On approbation of the inclusive school model” dated 25.04.2024 [Electronic resource]. URL: https://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2024/04/DG-665_07-ot-25.04.2024.pdf (date of access: 13.10.2024). (In Russian)
Booth T., Ainscough M. Inclusion indicators: Practical Guide. Edited by M. Vaughan [Electronic resource]. URL: https://inclusion24.ru/wp-content/uploads/2016/09/pokazateli-incliuzii.pdf (date of access: 13.10.2024). (In Russian)
Order of the Department of Education and Science of the Khanty–Mansiysk Autonomous Okrug – Yugra dated 14.03.2024 no. 10-P-312, On Amendments to the Order of the Department of Education and Youth Policy of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Yugra dated March 14, 2022 no. 10-P-312 “On Approval of the Regional Interdepartmental Comprehensive Development Action Plan Inclusive General and Additional Education, Childrenʼs Recreation, the Creation of Special Conditions for Students with Disabilities, with Disabilities for a Long-Term Period (until 2030)” [Electronic resource]. URL: https://комобразбер.рф/data/documents/Prikaz-DOin-591-izmen-v-312.pdf (date of access: 13.10.2024). (In Russian)
Order of the Ministry of Education of the Russian Federation Dated 24.11/2022 no. 1025 “On approval of the Federal Adapted Educational Program of Basic General Education for Students with Disabilities” [Electronic resource]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=481817 (date of access: 13.10.2024). (In Russian)
Order of the Ministry of Education of the Russian Federation no. 1026 dated 24.11.2023 “On Approval of the Federal Adapted Basic general Education Program for Students with Mental Retardation (Intellectual Disabilities)” [Electronic resource]. URL: https://shkola2yugorsk-r86.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/pr_minpros1026.pdf (date of access: 13.10.2024). (In Russian)
Order of the Ministry of Education of the Russian Federation Dated 24.11.2022 no. 1023 “On Approval of the Federal Adapted Educational Program of Primary General Education for Students with Disabilities” [Electronic resource]. URL: https://shkola2yugorsk-r86.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/pr_minpros1026.pdf (date of access: 13.10.2024). (In Russian)
Rubtsov V. V., Alyokhina S. V. Inclusive Education: Current Discourse and Development Prospects. Psychological Science and Education, 2024, vol. 29, issue 5, pp. 4–5. (In Russian)
Federal Law “On Education in the Russian Federation” dated 29.12.2012 no. 273-FZ [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (date of access: 13.10.2024). (In Russian)
Federal Law no. 46-FZ dated 03.05.2012 “On Ratification of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities” [Electronic resource]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129200/ (date of access: 13.10.2024). (In Russian)
Yasvin V. A. School Environment as a Subject of Measurement: Expertise, Design, Management. Moscow: Narodnoe obrazovanie Publ., 2019, 448 p. (In Russian)