«Мой дракон»: что диагностирует проективная методика?
DOI: 10.15293/2312-1580.2404.02
Ключевые слова:
психодиагностика, проективная методика, символическая основа, контент-анализ, модификация методики, психологическое заключениеАннотация
В статье обсуждается проблема создания и модификации методов проективной диагностики. Подчеркивается, что многие современные проективные методики часто разрабатываются, модифицируются и применяются без должной методологической основы и вне контекста четко определенной психодиагностической парадигмы. Представлены результаты содержательного анализа проективной методики «Мой дракон», широко представленной в сети Интернет, что делает ее доступной для широкой категории пользователей с разным уровнем профессиональной подготовки, и рекомендуемой к применению в образовательных учреждениях. Выявлена ее методологическая несостоятельность и диагностическая непригодность. Отмечается, что некомпетентное использование проективных методик, в том числе не соответствующих методологическим требованиям и методическому качеству, значительно увеличивает риск формулировки ошибочных психологических заключений.
Библиографические ссылки
Аникина Е. А., Белобрыкина О. А. Особенности рисунков леворуких и праворуких детей // Наука и образование: XVI Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященная 110-летию ТГПУ: в 5 т. Т. 3: Педагогика и психология. Ч. 2: Психология, связи с общественностью, реклама / науч. ред.: Л. В. Ахметова и др. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. С. 91–95.
Белобрыкина М. А., Белобрыкина О. А. Психологические особенности подростков с компенсаторным типом адаптации к социуму // Филология и культура. 2014. № 1 (35). С. 312–321.
Белобрыкина О. А., Васина Е. В. Влияние инновационных процессов на специфику создания проективных методик в современной практике психодиагностики // Инновации в медицине, психологии и педагогике: материалы VII Международной научно-практической конференции (Вьетнам, Муй Нэ) / под науч. ред. М. Г. Чухровой, О. А. Белобрыкиной. Новосибирск: Немо Пресс, 2016. С. 273–281.
Белобрыкина О. А., Лемясова Н. С. К поиску алгоритма объективизации «Объективных методов» в современной российской психологической практике // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 2. С. 80–99.
Белобрыкина О. А., Ожеховская Л. В. К вопросу о критериях и оценке профессиональной деятельности педагога-психолога как психодиагноста (на примере использования проективных методик) // Проблемы современной школы и пути их решения: материалы всероссийской (с международным участием) конференции / науч. ред. С. И. Ануфриев, Л. В. Ахметова. Томск: Изд. ТЦНТИ, 2007. С. 197–214.
Борисова Н. А., Белобрыкина О. А., Гейдебрехт Н. А., Штайц Т. К. Школьная тревожность: противоречия диагностики (на примере анализа методики Б. Филлипса) // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 2. С. 123–165.
Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2007. 688 с.
Вершинин М. В., Волков Е. Н. Воображариум «доктора» Хеллингера [Электронный ресурс] // Наша психология. 2013. № 3 (71). URL: https://www.psyh.ru/voobrazharium-doktora-hellingera/ (дата обращения: 22.10.2024).
Добряков И. В. Перинатальная психология. СПб.: Питер, 2010. 234 с.
Захаров А. И. Ночные и дневные страхи у детей. СПб.: СОЮЗ, 2000. 448 с.
Лидерс А. Г. О культуре публикаций психодиагностических методик // Психологическая диагностика. 2003. № 2. С. 44–53.
Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: приказ Министерства труда и социальной защиты от 24 июля 2015 г. № 514н [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/1d5a331e22b04694fd4ed9299de5f0008af6c799/ (дата обращения: 12.10.2024).
Ожеховская Л. В., Белобрыкина О. А. Профессиональная оценка проективной методики «Рисунок несуществующего животного» // Вестник практической психологии образования. 2008. № 1 (14). С. 103–114.
Ожеховская Л. В., Белобрыкина О. А. Диагностический инструментарий в работе психолога: проблемы и парадоксы (на примере современной практики психологов г. Новосибирска) // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 92–113.
Оршацкая С. В., Белобрыкина О. А. Компаративные дескрипторы рисунков праворуких и леворуких детей и их место в проективной диагностике // Международна научна школа «Парадигма». Лято-2015: в 8 т. Т. 4: Психология: сборник научни статии / под ред. А. В. Берлов, Л. Ф. Чупров. Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. С. 267–276.
Основы психодиагностики / под общ. ред. А. Г. Шмелева. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 544 с.
Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2021. 448 с.
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2009. 527 с.
Петрова Е. Ю. 8 страхов и психологическое вмешательство [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/feed/6301/ (дата обращения: 20.09.2024).
Проективная психология /науч. ред. Р. Римская, И. Кириллов. М.: Эксмо-Пресс, 2000. 528 с.
Ребер А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. М.: Вече: АСТ, 2000.
Румянцева Е. Семейные расстановки Берта Хеллингера: разоблачение лженаучного метода [Электронный ресурс] // Психопоиск. 2018. URL: https://psychosearch.ru/teoriya/psevdopsikhologiya/534-semejnye-rasstanovki-berta-khellingera-razoblachenie-lzhenauchnogo-metoda (дата обращения: 20.10.2024).
Тресиддер Дж. Словарь символов. М.: Фаир-Пресс, 1999. 448 с.
Устинова Ю. П., Белобрыкина О. А. Диагностический ширпотреб: проблема проективной популяристики в современном информационном пространстве // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2017. № 3. С. 89–100.
Устинов В. П. Разработка психодиагностических методик и их применение в эмпирических исследованиях. Иркутск: Изд. ИГУ, 2004. 103 с.
Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, 1997. 512 с.
Фрейд З. Вытеснение // Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Фирма СТД, 2006. С. 79–110.
Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон-Пресс, 1999. 655 с.
Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии / пер. с англ. В. В. Целищева. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. 864 с.
Чупров Л. Ф. Психологическая диагностика в работе практического психолога // Вестник практической психологии образования. 2009. Т. 6, № 3. С. 111–115.
Чупров Л. Ф. Психологическая диагностика в работе практического психолога // Вестник практической психологии образования. 2009. Т. 6, № 4. С. 124–127.
Шмелев А. Г. Тестология – это не только психометрические тесты // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2019. № 4. С. 61–75.
Щербатых Ю. В., Ермоленко П. И. Оценка валидности проективного теста «Рисунок несуществующего животного» // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 4. С. 118–125.
Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 32–39.
Энциклопедия символов / сост. В. М. Рошаль. М.: ACT; СПб.: Сова, 2008. 1007 с.
Юнг К. Г. Символы трансформации. М.: АСТ, 2008. 731 с.
Chabert C. Psychanalyse et methodes projectives. Paris: Dunod, 2018. 176 р.
Frydenberg E., Lewis R. Teaching coping to adolescents: When and to whom? // American Educational Research Journal. 2000. Vol. 37, Issue 3. Рр. 727–745. DOI: https://doi.org.10.2307/1163487
Lilienfeld S. O., Wood J. M., Garb H. N. The scientific status of projective techniques // Psychological Science in the Public Interest. 2000. Vol. 1, Issue 2. Рр. 27–66. DOI: https://doi.org.10.1111/1529-1006.002
Meyer G. J., Finn S. E., Eyde L. D, et al. Psychological testing and psychological assessment: A review of evidence and issues // American Psychologist. 2001. Vol. 56, Issue 2. Рр. 128–165. DOI: https://doi.org/10.1037/0003-066X.56.2.128
Piotrowski C. Projective techniques usage worldwide: A review of applied settings 1995–2015 [Электронный ресурс] // Journal of the Indian Academy of Applied Psychology. 2015. Vol. 41, Issue 3. Рр. 9–19. URL: https://www.researchgate.net/publication/273004208_Projective_techniques_usage_worldwide_A_review_of_applied_settings (дата обращения: 10.10.2024).
References
Anikina E. A., Belobrykina O. A. Features of drawings of left-handed and right-handed children. Science and education: XVI International conference of students, graduate students and young scientists dedicated to the 110th anniversary of TSPU: in 5 volumes. Vol. 3: Pedagogy and psychology. Part 2: Psychology, public relations, advertising. Scientific editors L. V. Akhmetova et al. Tomsk: Publishing House of Tomsk State Pedagogical University, 2012, рр. 91–95. (In Russian)
Belobrykina М. А., Belobrykina О. А. Psychological characteristics of adolescents with compensatory type of adaptation to society. Philology and Culture, 2014, no. 1 (35), рр. 312–321. (In Russian)
Belobrykina O. A., Vasina E. V. Influence of Innovative Processes on Specifics of Creation of Projective Techniques in Modern Practice of Psychodiagnostics. Innovation in Psychology, Pedagogy & Medicine: Materials 7nd International Academic Conference (Vietnam, Mui Ne). Scientific editors M. G. CHuhrova, O. A. Belobrykina. Novosibirsk: Nemo Press Publ., 2016, рр. 273–281. (In Russian)
Belobrykina O. A., Lemyasova N. S. To Search of Algorithm of an Objectivization of “Objective Methods” in Modern Russian Psychological Practice. PEM: Psychology. Educology. Medicine, 2016, no. 2, рр. 80–99. (In Russian)
Belobrykina O. A., Ozhekhovskaya L. V. To the Question of Criteria and Assessment of the Professional Activity of a Psychologist Teacher as a Psychodiagnost (Using Projective Methods as an Example). Modern School Problems and the Ways of Solution: Files of All Russian Science and Practical Conference (with International Participation). Scientific editors S. I. Anufriev, L. V. Ahmetova. Tomsk, 2007, рр. 197–214. (In Russian)
Borisova N. A., Belobrykina O. A., Geydebrekht N. A., Schtaiz T. K. School anxienty: diagnostics contradictions (case of analysis of technique of B. Phillips). PEM: Psychology. Educology. Medicine, 2016, no. 2, рр. 123–165. (In Russian)
Burlachuk L. F., Morozov S. M. Dictionary-reference on Psychodiagnostics. Saint Petersburg: Piter Publ., 2007, 688 р. (In Russian)
Vershinin M. V., Volkov E. N. Imaginarium of “Doctor” Hellinger [Electronic resource]. Our psychology, 2013, no. 3 (71). URL: https://www.psyh.ru/voobrazharium-doktora-hellingera/ (date of access: 22.10.2024). (In Russian)
Dobryakov I. V. Perinatal psychology. Saint Petersburg: Piter Publ., 2010, 234 р. (In Russian)
Zakharov A. I. Night and daytime fears in children. Saint Petersburg: SOYUZ Publ., 2000., 448 р. (In Russian)
Liders A. G. On the Culture of Publications of Psychodiagnostic Methods. Psychological diagnostics, 2003, no. 2, рр. 44–53. (In Russian)
On approval of the professional standard “Teacher-psychologist (psychologist in the field of education)”: order of the Ministry of Labor and Social Protection dated July 24, 2015 no. 514н. [Electronic resource]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/1d5a331e22b04694fd4ed9299de5f0008af6c799/ (date of access: 12.10.2024). (In Russian)
Ozhekhovskaya L. V., Belobrykina O. A. Professional assessment of the projective technique “Drawing of a non-existent animal”. Bulletin of Practical Psychology of Education, 2008, no. 1 (14), рр. 103–114. (In Russian)
Ozhekhovskaya L. V., Belobrykina O. A. Diagnostic tools in the work of a psychologist: problems and paradoxes (based on the example of modern practice of psychologists in Novosibirsk). Psychological diagnostics, 2006, no. 4, рр. 92–113. (In Russian)
Orshatskaya S. V., Belobrykina O. A. Comparative descriptors of drawings of right-handed and left-handed children and their place in projective diagnostics. International Scientific School “Paradigm”. Summer-2015: in 8 vol. Vol. 4: Psychology: collection of scientific articles. Ed. A. V. Berlov, L. F. Chuprov. Varna: Central Research Institute “Paradigma”, 2015, рр. 267–276. (In Russian)
Fundamentals of psychodiagnostics / edited by ed. A. G. Shmeleva. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 1996, 544 p. (In Russian)
Osorina M. V. The secret world of children in the space of the world of adults. Saint Petersburg: Piter Publ., 2021, 448 p. (In Russian)
Pedagogical encyclopedic dictionary. Chief ed. B. M. Bim-Bad. Moscow: Bolʼshaya rossiyskaya entsiklopediya Publ., 2009, 527 p. (In Russian)
Petrova E. Yu. 8 fears and psychological intervention [Electronic resource]. URL: https://psy.su/feed/6301/ (date of access: 20.09.2024). (In Russian)
Projective Psychology. Scientific editors R. Rimskaya, I. Kirillov. Moscow: Eksmo-Press Publ., 2000, 528 р. (In Russian)
Reber A. Large explanatory psychological dictionary. In 2 vol. Moscow: Veche Publ.: AST Publ., 2000. (In Russian)
Rumyantseva E. Bert Hellinger’s family constellations: exposing the pseudoscientific method [Electronic resource]. Psychosearch, 2018. URL: https://psychosearch.ru/teoriya/psevdopsikhologiya/534-semejnye-rasstanovki-berta-khellingera-razoblachenie-lzhenauchnogo-metoda (date of access: 20.10.2024). (In Russian)
Tresidder Dzh. Symbol Dictionary. Moscow: Fair-Press Publ., 1999, 448 р. (In Russian)
Ustinova Yu. P., Belobrykina O. A. Diagnostic consumer goods: a problem of a projective populyaristika in modern information s pace. Bulletin on pedagogy and psychology of Southern Siberia, 2017, no. 3, рр. 89–100. (In Russian)
Ustinov V. P. Development of psychodiagnostic techniques and their application in empirical research. Irkutsk: Publishing House of Irkutsk State University, 2004, 103 р. (In Russian)
Foley J. Encyclopedia of signs and symbols. Moscow: Veche Publ., 1997, 512 р. (In Russian)
Freud Z. Repression. In: Freud Z. Psychology of the unconscious. Moscow: Firma STD Publ., 2006, рр. 79–110. (In Russian)
Hall J. Dictionary of plots and symbols in art. Moscow: Kron-Press Publ., 1999, 655 р. (In Russian)
Hall M. P. Encyclopedic presentation of Masonic, Hermetic, Kabbalistic and Rosicrucian symbolic philosophy. Moscow: Eksmo Publ.; Saint Petersburg: Midgard Publ., 2007, 864 р. (In Russian)
Chuprov L. F. Psychological diagnostics in the work of a practical psychologist. Bulletin of practical psychology of education, 2009, vol. 6, no. 3, рр. 111–115. (In Russian)
Chuprov L. F. Psychological diagnostics in the work of a practical psychologist. Bulletin of practical psychology of education, 2009, vol. 6, no. 4, рр. 124–127. (In Russian)
Shmelev A. G. Testing is not just about psychometric tests. Bulletin on pedagogy and psychology of Southern Siberia, 2019, no. 4, рр. 61–75. (In Russian)
Shcherbatykh Yu. V., Ermolenko P. I. Validity of projective test “Drawing of nonexistent animal”. Bulletin on pedagogy and psychology of Southern Siberia, 2016, no. 4, рр. 118–125. (In Russian)
Elkonin D. B. On the problem of periodization of mental development in childhood. Questions of psychology, 1971, no. 4, рр. 32–39. (In Russian)
Encyclopedia of symbols. Compiled by V. M. Roshal. Moscow: AST Publ.; Saint Petersburg: Sova Publ., 2008, 1007 р. (In Russian)
Yung K. G. Transformation symbols. Moscow: AST Publ., 2008, 731 р. (In Russian)
Chabert C. Psychanalyse et methodes projectives. Paris: Dunod, 2018, 176 р.
Frydenberg E., Lewis R. Teaching coping to adolescents: When and to whom? American Educational Research Journal, 2000, vol. 37, issue 3, pp. 727–745. DOI: https://doi.org.10.2307/1163487
Lilienfeld S. O., Wood J. M., Garb H. N. The scientific status of projective techniques. Psychological Science in the Public Interest, 2000, vol. 1, issue 2, pp. 27–66. DOI: https://doi.org.10.1111/1529-1006.002
Meyer G. J., Finn S. E., Eyde L. D, et al. Psychological testing and psychological assessment: A review of evidence and issues. American Psychologist, 2001, vol. 56, issue 2, рр. 128–165. DOI: https://doi.org/10.1037/0003-066X.56.2.128
Piotrowski C. Projective techniques usage worldwide: A review of applied settings 1995–2015 [Electronic resource]. Journal of the Indian Academy of Applied Psychology, 2015, vol. 41, issue 3, рр. 9–19. URL: https://www.researchgate.net/publication/273004208_Projective_techniques_usage_worldwide_A_review_of_applied_settings (date of access: 10.10.2024).