Специфика формирования произвольной саморегуляции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

DOI: 10.15293/2312-1580.2304.07

Авторы

  • Анна Владимировна Белозерская Новосибирский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

произвольная саморегуляция, задержка психического развития, дошкольный возраст, готовность к учебной деятельности, эмоционально-волевая сфера, психофизиологическая незрелость

Аннотация

В статье представлен теоретический анализ феномена формирования произвольной саморегуляции и эмпирическое исследование особенностей саморегуляции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Анализируются трудности, связанные с развитием произвольной саморегуляции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Приводится классификация психофизиологических особенностей детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте и их влияние на формирование самоконтроля и готовности к учебной деятельности. На основе анализа источников установлена необходимость развития произвольной саморегуляции в дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития.

Биография автора

Анна Владимировна Белозерская , Новосибирский государственный педагогический университет

студент факультета психологии

Библиографические ссылки

Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 450 с.

Бабкина Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности. М.: Владос, 2021. 143 с.

Болотова А. К., Пурецкий М. М. Развитие идей саморегуляции в исторической ретроспективе [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 3. С. 64–74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24302512 (дата обращения 26.09.2023).

Брушлинский А. В. Субъектно деятельностная концепция и теория функциональных систем [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1999. № 5. С. 110–121. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34849239 (дата обращения 26.09.2023).

Виноградова Г. А., Нурова Н. Е. Особенности эмоциональной саморегуляции детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Психологические науки. 2020. № 3. С. 45–47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42635218 (дата обращения 26.09.2023)

Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т 3. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

Гунзунова Б. А. Теоретические подходы к исследованию саморегуляции произвольной активности субьекта деятельности // Вестник Бурятского университета. 2010. № 5. С. 3–7.

Ишмуратова Ю. А., Потанина А. М., Бондаренко И. Н. Вклад осознанной саморегуляции, вовлеченности и мотивации в академическую успеваемость школьников в разные периоды обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 5. С. 17–29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47163917 (дата обращения: 29.09.2023).

Катенева С. Г., Кожемякина О. А. Проблемы организации дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] // День дефектологии. 2021. № 1. С. 68–71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49849735 (дата обращения: 29.09.2023).

Кисова В. В. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. № 2. С. 348–352. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21691910 (дата обращения: 30.11.2023).

Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. Российская акад. образования, Психологический ин-т. 2-е изд., испр. и доп. М.: Ленанд, 2010. 316 с. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20107901 (дата обращения:26.07.2023).

Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1980. № 3. С. 3–10.

Лемещенко М. Ю. Историко-психологический анализ саморегуляции личности [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. 2015. № 1. С. 66–73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-psihologicheskiy-analiz-problemy-samoregulyatsii-lichnosti?ysclid=lpl1g5jl1x849305230 (дата обращения: 30.09.2023).

Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М.: Педагогика, 1978. 224 с.

Макарова О. А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии [Электронный ресурс] // Концепт. № 1. 2013. URL: http://ekoncept.ru/2013/13504.htm (дата обращения: 26.09.2023).

Максимова Л. И., Божедонова А. П. Психолого-педагогические аспекты развития волевых навыков у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-1. С. 201–204. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspektyrazvitiya-volevyh-navykov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (lата обращения: 27.09.2023).

Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб..: Речь, 2006. 352 с.

Марковская И. Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития // Дефектология. 2006. № 3. С. 28–34.

Моросанова В. И. Психология осознанной саморегуляции: от истоков к современным исследованиям [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Т. 15, № 3. С. 57–83. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49555891 (дата обращения 30.11.2023).

Моросанова В. И. Развитие идей О. А. Конопкина в современных исследованиях осознанной саморегуляции в контексте актуальных задач образования [Электронный ресурс] // В сборнике: Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования. Материалы научной конференции, 27–28 апреля 2021 года. Москва: Психологический институт Российской академии образования. 2021. С. 11–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46501051 (дата обращения 30.09.2023).

Моросанова В. И., Фомина Т. Г., Цыганов И. Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. 380 с. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32324598 (дата обращения 30.09.2023).

Новоторцева Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь. СПб.: КАРО, 2006. 144 с.

Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. 184 с.

Цыркун Н. А. Развитие воли у дошкольников. Мн.: Нар. асвета, 1991. 112 с

References

Anokhin P. K. Essays on the Physiology of Functional Systems, Moscow: Medicine Publ., 1975, 450 p. (In Russian)

Babkina N. V. Self-Regulation in Cognitive Activity. Moscow: Vlados Publ., 2021. 143 p. (In Russian)

Bolotova A. K., Puretsky M. M. The Development of Ideas of Self-Regulation in Historical Retrospect. [Electronic resource]. Cultural and Historical Psychology, 2015, vol. 11, no. 3, pp. 64–74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24302512 (date of access: 26.09.2023). (In Russian)

Brushlinsky A. V. Subjective Activity Concept and Theory of Functional Systems. [Electronic resource]. Questions of Psychology. 1999, no. 5, pp. 110–121. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34849239 (date of access: 26.09.2023). (In Russian)

Vinogradova G. A., Nurova N. E. Features of emotional self-regulation of older preschool children. [Electronic resource]. Psychological Sciences, 2020, no. 3, pp. 45–47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42635218 (date of access: 26.09.2023). (In Russian)

Vygotsky L. S. Collected Works in 6t T3. Moscow: Pedagogy Publ., 1984, 432 p. (In Russian)

Gunzunova B. A. Theoretical Approaches to the Study of Self-Regulation of Arbitrary Activity of the Subject of Activity. Bulletin of the Buryat University. no. 5, 2010, pp. 3–7.

Ishmuratova Yu. A., Potanina A. M., Bondarenko I. N. Contribution of Conscious SelfRegulation, Involvement and Motivation in the Academic Performance of Schoolchildren in Different Periods of Study [Electronic resource]. Psychological Science and Education. 2021, vol. 26, no. 5, pp. 17–29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47163917 (date of access: 26.09.2023). (In Russian)

Kateneva S. G., Kozhemyakina O. A. Problems of Organizing Distance Learning for Children with Disabilities in Secondary Schools [Electronic resource]. Day of Defectology, 2021, no. 1, pp. 68–71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49849735 (date of access: 26.09.2023). (In Russian)

Kisova V. V. Clinical and Psychological Features of Children with Mental Retardation as the Basis of Correctional and Developmental Work in Specialized Educational Institutions [Electronic resource]. Izvestiya Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2014, no. 2, pp. 348–352. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21691910(date of access:30.09.2023). (In Russian)

Konopkin O. A. Psychological Mechanisms of Activity Regulation. Russian Academy of Sciences. Education, Psychological Institute - 2nd ed., ispr. and add. Moscow: Lenand Publ., 2010, 316 p. [Electronic resource]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20107901 (date of access: 29.07.2023). (In Russian)

Lebedinskaya K. S. Clinical Variants of Mental Development Delay. Journal of Neuropathology and Psychiatry Named After S. S. Korsakov, 1980, no. 3, pp. 3–10.

Lemeshchenko M. Yu. Historical and Psychological Analysis of Self-Regulation of Personality [Electronic resource]. Bulletin of TSU, 2015, no. 1, pp. 66–73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-psihologicheskiy-analiz-problemy-samoregulyatsii-lichnosti?ysclid=lpl1g5jl1x849305230 (date of access:29.09.2023). (In Russian)

Lubovsky V. I. Development of Verbal Regulation of Actions in Children. Moscow: Pedagogy Publ., 1978, 224 p. (In Russian)

Makarova O. A. Aspect analysis of mental development delay in Russian psychology [Electronic resource]. Concept, 2013, no. 1, URL: http://e-koncept.ru/2013/13504.htm (date of access 30.09.2023). (In Russian)

Maksimova L. I., Bozhedonova A. P. Psychological and Pedagogical Aspects of the Development of Volitional Skills in Older Preschool Children [Electronic resource]. Problems of Modern Pedagogical Education. 2021, no. 73-1, pp. 201–204. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-razvitiya-volevyh-navykovu-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (date of access: 30.11.2023). (In Russian)

Mamaichuk I. I., Ilyina M. N. Help of a Psychologist to a Child with Mental Retardation. Saint Petersburg: Speech Publ., 2006, 352 p. (In Russian)

Markovskaya I. F. Types of regulatory disorders in mental retardation. Defectology, 2006, no. 3, pp. 28–34. (In Russian)

Morosanova V. I. Psychology of Conscious Self-Regulation: from the Origins to Modern Research. [Electronic resource]. Theoretical and Experimental Psychology, 2022, vol. 15, no. 3, pp. 57–83. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49555891(date access: 30.09.2023). (In Russian)

Morosanova V. I. Development of O. A. Konopkin's Ideas in Modern Research of Conscious Self-Regulation in the Context of Actual Education Tasks [Electronic resource]. In the Collection: Psychology of Self-Regulation in the Context of Current Problems of Education, Proceedings of the Scientific Conference, April 27–28, 2021, Moscow: Psychological Institute of the Russian Academy of Education, 2021, pp. 11–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46501051 (date of access: 30.09.2023). (In Russian)

Morosanova V. I., Fomina T. G., Tsyganov I. Yu. Conscious Self-Regulation and Attitude to Learning in Achieving Educational Goals. Moscow; Saint Petersburg: NestorHistory Publ., 2017, 380 p. URL: [Electronic resource] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32324598 (date of access: 30.09.2023). (In Russian)

Novotortseva N. V. Correctional Pedagogy and Special Psychology: Dictionary. Saint Petersburg: KARO Publ., 2006, 144 p. (In Russian)

Ulenkova U. V. Six-Year-Old Children with Mental Retardation. Moscow: Pedagogy Publ., 1990. 184 p. (In Russian)

Tsyrkun N. A. The development of will in Preschoolers. Minsk: Nar. asveta Publ., 1991, 112 р. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2024-03-20

Выпуск

Раздел

Актуальные экспериментальные исследования психологии и смежных наук