К проблеме антиномии детства, или о необходимости «критики педагогического разума»

DOI: 10.15293/2312-1580.2304.06

Авторы

  • Анна Юрьевна Шачина

Ключевые слова:

антиномия, свобода, моральный закон, ценности, здоровье личности, авторитет, дигитализация, педагогическая атмосфера

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению антиномии детства. Ее смысл заключается в необходимости понимать детство как самоценный период жизни, с одной стороны, либо как подготовительную ступень к будущей жизни, с другой. Второй подход акцентирует обучение конкретной технике в определенной сфере деятельности, в то время как первый акцентирует самореализацию и творчество. Критика педагогического разума вырабатывает методологию, согласно которой недостаточно рассмотрение человека с эмпирических позиций, необходимо учитывать стремление к свободе, заложенное в человеческую природу. С другой стороны, свобода достижима только в кооперации и солидарности с другими. Поэтому данная критика указывает на препятствия в развитии личности воспитанника и предупреждает об опасностях в устройстве общества, если оно будет состоять из людей, неспособных к креативности и к солидарности. Вывод из этой критики состоит в том, что необходимо создание особой психологической атмосферы, в которой личность воспитанника будет нормально развиваться, и только духовно и физически здоровые люди смогут справиться с вызовами будущего, которое неподконтрольно воспитателям и взрослым в целом.

Биография автора

Анна Юрьевна Шачина

Независимый исследователь, кандидат педагогических наук

Библиографические ссылки

Адорно Т. В. Негативная диалектика. / Пер. с нем. Е. Петренко. М.: Научный мир, 2003. 538 с.

Адорно Т. В. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000. 240 c.

Береговая О. А., Ерохин А. К., Колесников А. С., Кудашов В. И., Шачин С. В., Шачина А. Ю. Философия образования в современном мире. Учебник. Сер. 76. Высшее образование. 1-е изд. М.: ЮРАЙТ, 2023. 451 с.

Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 480 с.

Кант И. Критика практического разума. Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Т. 3. М.: Московский философский фонд, 1997. С. 277–733.

Кант И. Трактат о педагогике. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 445–504.

Межуев В. М. Свобода в социально-исторической перспективе // Дорога к свободе. Критический марксизм о теории и практике социального освобождения. М.: ЛЕНАНД, 2013. С. 10 – 37.

Реморенко И. М. Педагогика длинной воли: Рефлексия «Критики педагогического разума» в исследованиях Петра Щедровицкого. // Образовательная политика. 2021. № 4 (88). С. 116 – 124.

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Избранные труды: в 4-х кн. Кн. 3. М.: Дрофа, 2005. 560 с.; Кн. 4. М.: Дрофа, 2005. 544 с.

Фромм Э. Человек для себя. М.: Изд-во АСТ, 2020. 340 с.

Шачина А. Ю., Йенеи Т., Киш Л. А. Философский взгляд на проблему авторитета в педагогике – Иммануил Кант и Эрих Фромм. // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 99. № 4. С. 68–76.

Щедровицкий П. Г. Критика педагогического разума. М.: Политическая энциклопедия, 2021. 551 с.

Bollnow O. F. Die pädagogische Atmosphäre: Untersuchungen über die gefühlsmäßigen zwischenmenschlichen Voraussetzungen der Erziehung. Essen: Verl. «Die Blaue Eule», 2001. 112 p.

Brumlick M. Bildung und Glück: versuch einer Theorie der Tugenden. Hamburg: CEP Europäische Verlagsanstalt, 2022. 500 p.

Fischer W. Immanuel Kant. Philosophen als Pädagogen: Wichtige Entwürfe klassischer Denker. / Hrsg. von Wolfgang Fischer und Dieter-Jürgen Löwisch. – Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1998. Pp. 125–139.

Fuchs B. Friedrich Daniel Ernst Schleiermacher «Grundzüge der Erziehungskunst» («Vorlesungen zur Pädagogik» von 1826) // Hauptwerke der Pädagogik. / Hrsg. Von Winfried Bӧhm, Birgitta Fuchs, Sabine Seichter. Paderborn: Ferdinand Schöningh Verlag, 2011. Pp. 411–413.

Hentig von H. Bildung: Ein Essay. Weinheim und Basel: Beltz Verlag, 2007. 210 p.

Honneth A. Das Recht der Freiheit: Grundriss einer demokratischen Sittlichkeit. Berlin: Suhrkamp, 2011. 628 p.

Honneth A. Erziehung und demokratische Öffentlichkeit: Ein vernachlässigtes Kapitel der politischen Philosophie // Deutsche Zeitschrift für Erziehungswissenschaften, 2012. № 15. Pp. 429 – 442.

Hufnagel E. Der Wissenschaftscharakter der Pädagogik: Studien zur pädagogischen Grundlehre von Kant, Natorp und Hönigswald. Würzburg: Königshausen & Neumann, 1990. 412 p.

Hüther G. Belohnung ist genauso falsch wie Bestrafung. [Электронный ресурс]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=shh31MTUL3M (дата обращения: 26.10.2023).

Hüther G. Wie Lernen am besten gelingt? [Электронный ресурс]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=T5zbk7FmY_0 (дата обращения: 26.10.2023).

Hüther G. Wie man Kinder und Jugendlichen inspirieren kann. [Электронный ресурс]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=SEa21m5IAKY (дата обращения: 26.10.2023).

Klafki W. Die Pädagogik Theodor Litts. Königsstein, 1982. 500 p.

Koch L. Kants Revolutionen. Pädagogik und Politik. / Hrsg. von Lutz Koch und Christian Schönherr. Würzburg: ERGON-Verlag, 2005. Pp. 9–22.

Litt T. Führen oder Wachsen lassen. Stuttgart: Klett Verlag, 1965. 135 p.

Petzelt A. Kant: “Das Fürwahrhalten lässt sich nicht mitteilen”. Eine Studie zum Problem des Dialogs im Lehrer-Schüler-Verhältnis. Einführung in die pädagogische Fragestellung: Aufsätze zur Theorie der Bildung. Teil II. / Hrsg. von W. Fischer. Freiburg in Breisgau: Lambertus, 1963. Pp. 9 – 61.

Schleiermacher F. Pädagogik. Die Theorie der Erziehung von 1820/21 in einer Nachschrift. / Hrsg. von Christiane Ehrhardt und Wolfgang Virmond. Berlin-New York: Walter de Gruyter, 2008. 283 p.

Spitzer M. Von der digitalen Demenz zur Smartphone-Pandemie. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=MRrPbNLhEuQ&t=444s (дата обращения: 26.10.2023).

Spitzer M. Wie lernen Kinder? Aktuelles aus der Gehirnforschung. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=vujELzwcdpQ&t=1544s (дата обращения: 26.10.2023).

Winterhoff M. Wie die Digitalisierung unsere Kinder verblödet – Psychiater spricht Klartext! [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=zzLM3CrfYm0 (дата обращения: 26.10.2023).

References

Adorno T. W. The Negative Dialectics. Transl. from German into Russian by E. Petrenko. Moscow: Scientific world Publ., 2003, 538 p. (In Russian.)

Adorno T. W. Problems of moral philosophy. Moscow: Republic Publ., 2000, 240 p. (In Russian.)

Beregovaya O. A., Erokhin A. K., Kolesnikov A. S., Kudashov V. I., Shachin S. V., Shachina A. Yu. Philosophy of Education in the Modern World. / Textbook. 1st ed. Moscow: YURAYT Publ., 2023, 451 p. (In Russian.)

Hegel G. W. F. Philosophy of Law. Moscow: Thought Publ., 1990, 480 p. (In Russian.)

Kant I. Critique of Practical Reason. In: Kant I. Works in 4 Volumes in German and Russian, vol. 3. Moscow: Moscow Philosophical Foundation, 1997, pp. 277–733. (In Russian.)

Kant I. Treatise on Pedagogy. Treatises and Letters. Moscow: Science Publ., 1980, pp. 445–504. (In Russian.)

Meguyev W. M. Freedom in Socio-Historical Perspective. In: The Road to Freedom. Critical Marxism on the Theory and Practice of Social Liberation. Moscow: Lenand Publ., 2013, pp. 10–37. (In Russian.)

Remorenko I. M. Pedagogy of the Long will: Reflection on the “Critique of Pedagogical Reason” in the Research of Pyotr Shchedrovitsky. In: Educational Policy. 2021, no. 4 (88), pp. 116–124. (In Russian.)

Ushinskij K. D. Man as a Subject of Education. Experience in Educational Anthropology. Selected Works: in 4 Books. Books 3, 4. Moscow: Drofa Publ., 2005. 560 p. (In Russian.)

Fromm E. A Man for Himself. Moscow: Publishing house AST, 2020, 340 p. (In Russian.)

Shachina A. Yu., Yenei T., Kish L. A. Philosophical View on the Problem of Authority in Pedagogy – Immanuel Kant and Erich Fromm. In: Humanities and Social Sciences. 2023, vol. 99, no. 4, pp. 68–76. (In Russian.)

Scshedrovizky P. G. Criticism of pedagogical reason. Moscow: Political Encyclopedia, 2021, 551 p. (In Russian.)

Bollnow O. F. The pedagogical Atmosphere: Research on Emotional Interhuman Prerequisites for Education. Essen: Verl. «Die Blaue Eule» [Publishing House “Blue Owl”, 2001, 112 p. (In German.)

Brumlick M. Education and Happiness: Experience of the Theory of Virtues. Hamburg: Central European Publishing Institution], 2022, 500 p. (In German.)

Fischer W. Philosophers as Educators: Important Essays on Classical Thinkers. Darmstadt: The Sciences Book Community, 1998, pp. 125–139. (In German.)

Fuchs B. The Foundations of the Art of Education” by Friedrich Daniel Ernst Schleiermacher (based on the “Lectures on Pedagogy” of 1826). In: Main works of pedagogy. Paderborn: Publ. House by Ferdinand Schöningh, 2011, pp. 411–413. (In German.)

Hentig von H. The Education: The Essay. Weinheim und Basel: Publ. House by Beltz, 2007, 210 p. (In German.)

Honneth A. The Right of Liberty: Essays on Democratic Morality. Berlin: Publ. House by Suhrkamp, 2011, 628 p. (In German.)

Honneth A. The Education and the Democratic Public: an Often-neglected Chapter in Political Philosophy. In: Deutsche Zeitschrift für Erziehungswissenschaften. The German Journal of Educational Sciences. 2012, no. 15, pp. 429–442. (In German.)

Hufnagel E. The Scientific Essence of Pedagogy: the Research into the Foundations of the Pedagogical Teachings by Kant, Natorp and Hönigswald. Würzburg: Publ. House by Königshausen & Neumann, 1990, 412 p. (In German.)

Hüther G. The Reward is So Wrong as the Punishment]. [Electronic resource]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=shh31MTUL3M (assessed at: 26.10.2023). (In German.)

Hüther G. What is the Best Way to Learn?] [Electronic resource]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=T5zbk7FmY_0 (assessed at: 26.10.2023). (In German.)

Hüther G. How Can Children and Youth be Inspired? [Electronic resource]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=SEa21m5IAKY (assessed at: 26.10.2023). (In German.)

Klafki W. The Pedagogy by Theodore Litt. Königsstein, 1982, 500 p.

Koch L. Kant’s Revolutions: Pedagogy and Politics. Würzburg: Publ. House ERGON, 2005, pp. 9–22. (In German.)

Litt T. Should we Guide the Student or let Him Grow on his own? Stuttgart: Publ. House by Klett, 1965, 135 p. (In German.)

Petzelt A. Kant: “What is Held to be true Cannot be Communicated to others”. Research on the Problem of Dialogue in the Relationship Between Teacher and Student. In: Petzelt A. Introduction to Important Issues in Pedagogy: Articles on Educational Theory. Part II. Ed. by W. Fischer. Freiburg in Breisgau: Lambertus, 1963, pp. 9–61. (In German.)

Schleiermacher F. The Pedagogy. Theory of Education from 1820/21 with an Afterword. Ed. by Christiane Ehrhardt und Wolfgang Virmond. Berlin-New York: Publ. House by Walter de Gruyter, 2008, 283 p. (In German.)

Spitzer M. Von der digitalen Demenz zur Smartphone-Pandemie From digital Dementia to the smartphone Pandemic. [Electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=MRrPbNLhEuQ&t=444s (assessed at: 26.10.2023). (In German.)

Spitzer M. How do Children learn? Current news from the Field of brain Research. [Electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=vujELzwcdpQ&t=1544s (assessed at: 26.10.2023). (In German.)

Winterhoff M. How the Digitalization is Dumbing Down Our Children: a Psychiatrist speaks in Clear Text! [Electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=zzLM3CrfYm0 (assessed at: 26.10.2023). (In German.)

Загрузки

Опубликован

2024-03-20

Выпуск

Раздел

Теоретико-методологические аспекты психологии и других наук о человеке