Влияние музыки на развитие речи у детей от рождения до младшего школьного возраста

DOI: 10.15293/2312-1580.2304.05

Авторы

  • Наталья Алексеевна Сюзева Новосибирский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

музыка, речевое развитие, музыкально-ритмическая деятельность, пение, музыкальное исполнительство, театрализация, интегративный подход

Аннотация

В статье представлен теоретический анализ проблемы влияния музыки на развитие речи у детей с рождения до младшего школьного возраста. Отмечено, что музыка занимает особое место в коррекционной работе по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Рассматривается влияние музыкальной деятельности на формирование всех компонентов речи ребенка при помощи прослушивания музыки, пения, игре на музыкальных инструментах, логоритмики и театрализации. В заключение обсуждается, что применение интегративного подхода, включающего музыкальное сопровождение на занятиях по развитию речи, оказывает положительное влияние на становление речевой деятельности у школьников.

Биография автора

Наталья Алексеевна Сюзева , Новосибирский государственный педагогический университет

Студент факультета психологии

Библиографические ссылки

Башкатова М. Ю. Методы и приемы музыкотерапии на уроках с младшими [Электронный ресурс] // Форум молодых ученых. 2020. № 6. С. 80–84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43940577 (дата обращения: 26.10.2023).

Баянова Л. Ф., Бухаленкова Д. А., Долгих А. Г., Чичинина Е. А. Влияние занятий музыкой на когнитивное развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте: обзор исследований [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18, № 4. С. 751–769. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47676350 (дата обращения: 26.10.2023).

Богуславская О. М. Педагогический потенциал музыки как фактор раннего развития ребенка [Электронный ресурс] // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 2. С. 24–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24902516 (дата обращения: 26.10.2023).

Бутина Е. В. Роль эстетического воспитания во всестороннем развитии дошкольников [Электронный ресурс] // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. № 3. С. 25–34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30715031 (дата обращения: 26.10.2023).

Верещагина Ю. Б. Теоретические аспекты применения развития речи дошкольника средствами музыки [Электронный ресурс] // Теория и практика современной науки. 2020. № 1. С. 410–414. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskieaspekty-primeneniya-razvitiya-rechi-doshkolnika-sredstvami-muzyki (дата обращения: 26.10.2023).

Галиуллина Д. А. Психолого-педагогическое обоснование необходимости интеграции занятий по музыке и развитию речи в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 12. С. 32–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25375401 (дата обращения: 26.10.2023).

Геро И. К. Значение интегрированных уроков на основе художественного текста, произведений живописи и музыки для развития речи учащихся [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. 2013. № 1. С. 73–83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20196073 (дата обращения: 26.10.2023).

Гладилина А. А. Роль эмоциональной отзывчивости на музыку в развитии речи у дошкольников [Электронный ресурс] // Акмеологическое развитие педагога предметной области «Искусство» в социокультурном пространстве: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, Кострома, 25 апреля 2017 года / Сост. и науч. ред. З. В. Румянцева. Кострома: Костромской государственный университет. 2017. С. 85–88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32376026 (дата обращения: 26.10.2023).

Демидова А. П., Колеватых Д. Е. Влияние музыки в логопедической ритмике на развитие речи детей с ОНР в ДОУ [Электронный ресурс] // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 94. С. 39–42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50474329 (дата обращения: 26.10.2023).

Егорова И. В. К вопросу о коррекции общего недоразвития речи у дошкольников в процессе музыкальной деятельности [Электронный ресурс] // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 5. С. 92–96. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23235170 (дата обращения: 26.10.2023).

Ерошевская А. В., Адаева И. Н., Ерошевская М. Е. Музыкально-ритмическая деятельность в речевом развитии детей [Электронный ресурс] // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 6. С. 363–368. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=51295512 (дата обращения: 26.10.2023).

Ивлева Е. Е. Музыка как средство развития речи у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 1. С. 362–365. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24357431 (дата обращения: 26.10.2023).

Карнаухова В. А., Абоимова И. С., Копий А. Г. Интегративный подход в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79. С. 55–57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54290371 (дата обращения: 26.10.2023).

Королёва М. Б. Роль музыкального воспитания в гармоничном развитии детей [Электронный ресурс] // Царскосельские чтения. 2011. № 15. С. 210–213. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-muzykalnogo-vospitaniya-v-garmonichnom-razvitii-detey (дата обращения: 26.10.2023).

Лопатин Д. А. Формирование речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкально-певческого воспитания [Электронный ресурс] // Педагогический научный журнал. 2023. Т. 6, № 1. С. 94–101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50763504 (дата обращения: 26.10.2023).

Лысенко А. В. Некоторые аспекты взаимосвязи музыки и речи в исполнительском искусстве [Электронный ресурс] // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2009. № 2. С. 122–124. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13861748 (дата обращения: 26.10.2023).

Мещеряков И. И. Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Universum: психология и образование. 2022. № 12. С. 11–12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49957391 (дата обращения: 26.10.2023).

Натансон А. В. Занятия музыкой как средство развития речи в условиях ДОУ [Электронный ресурс] // Современные проблемы высшего образования. Теория и практика: Материалы Пятой Межвузовской научно-практической конференции, организованной институтом культуры и искусств Московского городского педагогического университета, Москва, 15–23 апреля 2020 года / Под общей редакцией С. М. Низамутдиновой. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива». 2020. С. 122–125. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42862989 (дата обращения: 26.10.2023).

Осницкий А. К., Иванова Н. Н. Психологические механизмы поддержки развития речи ребенка [Электронный ресурс] // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию, Москва, 05–06 июля 2021 года. Москва: Психологический институт Российской академии образования. 2021. С. 336–339. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46329980 (дата обращения: 26.10.2023).

Ощепкова Е. С., Картушина Н. А., Бухаленкова Д. А. Связь развития речи и эмоций у детей дошкольного возраста: теоретический обзор [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2021. № 3. С. 263–290. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46706220 (дата обращения: 26.10.2023).

Пермякова М. Е., Ткаченко Е. С. Влияние занятий музыкой на когнитивное развитие детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Образование и наука. 2016. № 4. С. 155–170. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25946753 (дата обращения: 26.10.2023).

Приходько О. Г., Павлова А. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Специальное образование. 2022. № 2. С. 184–194. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48835201(дата обращения: 26.10.2023).

Садретдинова Э. А., Сабирова Г. М., Миннуллина Л. И. Речь, музыка и движение в эмоциональном контексте при коррекции речи ребенка [Электронный ресурс] // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2017. № 6. С. 109–110. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29435854 (дата обращения: 26.10.2023).

Свиридова М. В., Коваленко О. К. Влияние колыбельных песен на психо-моторное развитие детей [Электронный ресурс] // БМИК. 2018. № 10. С. 494. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kolybelnyh-pesen-na-psiho-motornoe-razvitiedetey (дата обращения: 26.10.2023).

Сидорова Л. П. Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности [Электронный ресурс] // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2014. № 2. С. 25–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21991190 (дата обращения: 26.10.2023).

Тимофеева В. В. Влияние музыки на развитие речи детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее: сборник статей XXV Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, 10 декабря 2019 года. Ч. 2. – Пенза: «Наука и Просвещение». 2019. С. 163–165. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41491195 (дата обращения: 26.10.2023).

Трешина Е. Н. Развитие речи младшего дошкольника средствами театрализованной деятельности [Электронный ресурс] // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 930–932. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26396134 (дата обращения: 26.10.2023).

Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Быстрай Е. Б., Павлова В. И., Камскова Ю. Г. Музыкальная деятельность в речевом развитии младших дошкольников [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2020. №2. С. 9–27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-deyatelnost-v-rechevom-razvitii-mladshihdoshkolnikov (дата обращения: 26.10.2023).

Хованская А. А., Яхонтова Т. Г., Буланова И. Н. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством пения [Электронный ресурс] // Интерактивная наука. 2023. № 5. С. 30–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54114763 (дата обращения: 26.10.2023).

Ходякова Л. А., Геро И. К. Взаимодействие видов речевой деятельности на основе интеграции слова, живописи, музыки [Электронный ресурс] // Ученые записки Орловского государственного университета. 2016. № 3. С. 348–353. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27433518 (дата обращения: 26.10.2023).

References

Bashkatova M. Y. Methods and Techniques of Music Therapy in Lessons with the Younger. [Electronic resource]. Forum of Young Scientists, 202, no. 6, pp. 80–84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43940577 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Bayanova L. F., Bukhalenkova D. A., Dolgikh A. G., Chichigina E. A. The Influence of Music Lessons on Cognitive Development in Preschool and Primary School age: a Review of Research. [Electronic resource]. Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy, 2021, vol. 18, no. 4, pp. 751–769. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47676350 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Boguslavskaya O. M. Pedagogical Potential of Music as a Factor of Early Child Development. [Electronic resource]. Bulletin of the Bryansk State University, 2015, no. 2, pp. 24–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24902516 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Butina E. V. The Role of Aesthetic Education in the Comprehensive Development of Preschoolers. [Electronic resource]. Bulletin of the Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences, 2017, no. 3, pp. 25–34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30715031 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Vereshchagina Y. B. Theoretical Aspects of the Application of Preschool Child's Speech Development by Means of Music. [Electronic resource]. Theory and Practice of Modern Science, 2020, no. 1, pp. 410–414. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-primeneniya-razvitiya-rechi-doshkolnika-sredstvami-muzyki (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Galiullina D. A. Psychological and Pedagogical Substantiation of the Need to Integrate Music Classes and Speech Development in a Preschool Educational Institution. [Electronic resource]. Actual problems of humanities and natural sciences, 2015, no. 12, pp. 32–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25375401 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Gera I. K. The Significance of Integrated Lessons Based on Artistic Text, Paintings and Music for the Development of Students' Speech. [Electronic resource]. Problems of Modern Education, 2013, no. 1, pp. 73–83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20196073 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Gladilina A. A. The Role of Emotional Responsiveness to Music in the Development of Speech in Preschoolers. [Electronic resource]. Acmeological Development of a Teacher of the Subject area "Art" in the Socio-Cultural Space: Materials of the Interregional Scientific and Practical Conference, Kostroma, April 25, 2017 / Comp. and scientific ed. Z. V. Rumyantsev. Kostroma: Kostroma State University, 2017, pp. 85–88, URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32376026 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Demidova A. P., Kolevatykh D. E. The Influence of Music in Speech Therapy Rhythmics on the Speech Development of Children with ONR in Preschool. [Electronic resource]. Trends in the Development of Science and Education, 2023, no. 94, pp. 39–42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50474329 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Egorova I. V. On the Issue of Correcting the General Underdevelopment of

Speech in Preschoolers in the Process of Musical Activity. [Electronic resource]. Bulletin of Cherepovets State University, 2014, no. 5, pp. 92–96. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23235170 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Yaroshevskaya A. V., Radaeva I. N., Eroshevskaya M. E. Musical and Rhythmic Activity in Children's Speech Development. [Electronic resource]. Pedagogical Journal, 2022, vol. 12, no. 6, pp. 363–368. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=51295512 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Ivleva E. E. Music as a Means of Speech Development in Preschool Children. [Electronic resource]. Conferences of ASOU: Collection of Scientific Papers and Materials of Scientific and Practical Conferences, 2015, no. 1, pp. 362–365. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24357431 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Karnaukhova V. A., Aboimova I. S., Kopikov A. G. Integrative Approach in the Artistic and Aesthetic Development of Preschool Children. [Electronic resource]. Problems of Modern Pedagogical Education, 2023, no. 79, pp. 55–57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54290371 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Koroleva M. B. The role of Musical Education in the Harmonious Development of Children. [Electronic resource]. Tsarskoye Selo Readings, 2011, no. 15, pp. 210–213. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-muzykalnogo-vospitaniya-v-garmonichnom-razvitiidetey (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Lopatin D. A. Formation of Speech Activity in Children with Disabilities in the Process of Musical and Singing Education. [Electronic resource]. Pedagogical Scientific Journal, 2023, vol. 6, no. 1, pp. 94–101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50763504 (date of access: 26.10.2023).

Lysenko A. V. Some Aspects of the Relationship Between Music and Speech in the Performing Arts. [Electronic resource]. Bulletin of the Maikop State Technological University, 2009, no. 2, pp. 122–124. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13861748 (date of access: 26.10.2023).

Meshcheryakov I. I. The Development of Musical Perception in Preschool Children. [Electronic resource]. Universum: Psychology and Education, 2022, no. 12, pp. 11–12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49957391 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Natanson A. V. Music Lessons as a Means of Speech Development in the Conditions of Preschool Education. [Electronic resource]. Modern Problems of Higher Education. Theory and Practice: Materials of the Fifth Interuniversity Scientific and Practical Conference organized by the Institute of Culture and Arts of the Moscow City Pedagogical University, Moscow, April 15-23, 2020 / Under the general editorship of S.M. Nizamutdinova. Moscow: Limited Liability Company "Perspektiva Training Center", 2020, pp. 122–125, URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42862989 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Osnitsky A. K., Ivanova N. N. Psychological Mechanisms for Supporting the Development of a Child's Speech. [Electronic resource]. New Psychology of Professional Work of a Teacher: from Unstable Reality to Sustainable Development, Moscow, 05-06 July 2021. Moscow: Psychological Institute of the Russian Academy of Education, 2021, pp. 336–339. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46329980 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Oshchepkova E. S., Kartushina N. A., Bukhalenkova D. A. The Connection Between the Development of Speech and Emotions in Preschool Children: a Theoretical Review. [Electronic resource]. Bulletin of the Moscow University. Episode 14: Psychology, 2021, no. 3, pp. 263–290. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46706220 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Permyakova M. E., Tkachenko E. S. The Influence of Music Lessons on the Cognitive Development of Children of Primary School Age. [Electronic resource]. Education and Science, 2016, no. 4, pp. 155–170. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25946753 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Prikhodko O. G., Pavlova A. S. Musical Education of Young Children with Disabilities. [Electronic resource]. Special Education, 2022, no. 2, pp. 184–194. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48835201 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Sadretdinova E. A., Sabirova G. M., Minnullina L. I. Speech, Music and Movement in an Emotional Context when Correcting a Child's Speech. [Electronic resource]. Education and Training of Young Children, 2017, no. 6, pp. 109–110. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29435854 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Sviridova M. V., Kovalenko O. K. The Influence of Lullabies on the Psychomotor Development of Children. [Electronic resource]. BMIK, 2018, no. 10, p. 494. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kolybelnyh-pesen-na-psiho-motornoe-razvitie-detey (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Sidorova L. P. Development of Speech Activity of Children of Senior Preschool age by Means of Musical Activity. [Electronic resource]. Education and Training of Young Children, 2014, no. 2, pp. 25–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21991190 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Timofeeva V. V. The Influence of Music on the Speech Development of Older Preschool Children. [Electronic resource]. Science and Education: Preserving the Past, Creating the Future: Collection of Articles of the XXV International Scientific and Practical Conference: at 2 o'clock, Penza, December 10, 2019. Volume Part 2. Penza: "Science and Education", 2019, pp. 163–165. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41491195 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Tereshina E. N. The Development of Speech of a Younger Preschooler by Means of theatrical Activity. [Electronic resource]. Upbringing and Education of Young Children, 2016, no. 5, pp. 930–932. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26396134 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Tyumaseva Z. I., Orekhova I. L., Bystrai E. B., Pavlova V. I., Kamskova Y. G. Musical Activity in the Speech Development of Younger Preschoolers. [Electronic resource]. Bulletin of Mininsky University, 2020, no. 2, pp. 9–27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-deyatelnost-v-rechevom-razvitii-mladshih-doshkolnikov (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Khovanskaya A. A., Yakhontova T. G., Bulanova I. N. Speech Development of Older Preschool Children through Singing. [Electronic resource]. Interactive Science, 2023, no. 5, pp. 30–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54114763 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Khodyakova L. A., Hero I. K. Interaction of Types of Speech Activity Based on the Integration of Words, Painting, Music. [Electronic resource]. Scientific notes of the Orel State University, 2016, no. 3, pp. 348–353. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27433518 (date of access: 26.10.2023) (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2024-03-20

Выпуск

Раздел

Теоретико-методологические аспекты психологии и других наук о человеке