Методологический инструментарий управления инновационным развитием образовательного учреждения: теоретический экскурс

DOI: 10.15293/2312-1580.2304.03

Авторы

  • Мергаляс Мергалимович Кашапов Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
  • Константин Сергеевич Зайцев Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова

Ключевые слова:

контроль, управление, внедрение инноваций, инновационный процесс, образовательный процесс, управление инновационными процессами

Аннотация

В статье представлен теоретический анализ существующих инструментов внедрения элементов управления инновационным развитием образовательной организации. Рассмотрены этапы теории управления инновационными процессами, а также основные подходы. Выделены макро, мезо и микрофакторы формирования индивидуальной траектории обучения. Определены основные направления реализации индивидуальной образовательной траектории. Охарактеризованы особенности инновационной деятельности в педагогической сфере. Обосновано внедрение методологии и методологического инструментария в процессе использования инновационных процессов в сфере образования.

Биографии авторов

Мергаляс Мергалимович Кашапов, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии

Константин Сергеевич Зайцев , Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова

Магистрант факультета психологии

Библиографические ссылки

Андронникова О. О., Перевозкина Ю. М., Ветерок Е. В. Структурные закономерности виктимно-стилевых параметров управленческой деятельности в образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 5. С. 98–112.

Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом: монография. М.: URSS, 2013. 407 с.

Бермус А. Г. Модернизация образования: философия, политика, культура. М.: Канон+, 2008. 382 с.

Вербицкий А. А., Кашапов М. М. Учебный процесс в вузе: процессы и решения // Активные методы обучения. 1986. Выпуск II. С. 33–37.

Гончарова Е. В., Чумичева Р. М. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2012. № 2. С. 3–11.

Давыденко Л. Н. Инновационный потенциал предприятия: модель формирования и управления: монография. Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины. 2014. 240 с.

Завлин П. Н., Барютин Л. С., Казанцев А. К. Основы инновационного менеджмента: теория и практика: учебное пособие. М.: Экономика, 2004. 474 с.

Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 74–82.

Зеер Э. Ф. Становление личностно ориентированного образования // Образование и наука. Известия Научно-образовательного центра РАО. 2014. № 8. С. 112–113.

Зеер Э. Ф. Компетентностный подход как методологическая позиция обновления образования // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2016. № 1. С. 13–18.

Иванова Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. № 1. С. 16–20.

Кашапов А. С., Кашапов М. М., Пошехонова Ю. В. Инновационные образовательные технологии: учебник. М.: Директ-Медиа, 2022. 264 с.

Кашапов М. М., Киселева Т. Г., Коточигова Е. В. Компетентность: понятие, виды, основные подходы к диагностике компетентности психолога // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2003. № 1 (5). С. 39–44.

Кашапов М. М., Клюева Н. В., Прохорова И. М. Активные методы обучения студентов: практическое руководство. Ярославль: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2005. 118 с.

Кашапов М. М. Акмеология: учебное пособие. Ярославль, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2011. 111 с.

Кашапов М. М., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б. Социальная роль как фактор учебной мотивации кадет // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 4. С. 113–120.

Кашапов М. М., Перевозкина Ю. М., Биденко Р. А., Смоленцев И. О. Личностные особенности как предикторы профессионального мышления курсантов военного образовательного учреждения войск национальной гвардии Российской Федерации // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 330–342. DOI: https://doi: 10.32744/pse.2020.5.23

Кашапов М. М., Ушакова Н. Е. Опыт применения проектно-ориентированных методов развития творческого мышления у студентов ярославского училища олимпийского резерва по хоккею // Методология современной психологии. 2022. № 15. С. 124–134.

Кашапов М. М., Ушакова Н. Е. Ресурсные возможности творческого мышления студентов-спортсменов (на примере ярославского государственного училища олимпийского резерва по хоккею) // Ярославский психологический вестник. 2023. № 1 (55). С. 75–80.

Кашапов М. М., Чернова А. А. Психологическая характеристика ресурсности мышления как средства реализации творческого потенциала // Ярославский психологический вестник. 2023. № 1 (55). С. 86–94.

Кашапов М. М., Тишкова А. С. Роль цифровых технологий на современном этапе развития образования: теоретический экскурс // СМАЛЬТА. 2023. № 1. С. 15–27. DOI: https://doi.org/10.15293/2312-1580.2301.02

Кашапов М. М., Лукина А. С., Махновец С. Н. Структурно-уровневая организация конфликтной компетентности в профессиональной деятельности руководителя // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Т. 13. № 2. С. 261–278. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.209

Перевозкина Ю. М., Тишкова А. С. Цифровая социализация личности: исследовательские задачи, практические возможности: электронное учебное пособие [Электронный ресурс]. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, Институт открытого дистанционного образования, 2023. URL: https://lib.nspu.ru/views/library/96383/web.php (дата обращения: 17.11.2023).

Смоленцев И. О., Федоришин М. И., Жаббаров В. А. Саморегуляция и критическое мышление в процессе профессионального становления курсантов ВНГ РФ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 332–336.

Смоленцев И. О., Перевозкина Ю. М. Проблемный характер профессионального мышления курсантов // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. 2020. № 4 (6). С. 153–158.

Спирин А. В., Перевозкина Ю. М., Федоришин М. И. Компоненты критического мышления курсантов военных институтов // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2023. № 2 (23). С. 66–74.

Розенберг И. Н. Обучение по гибкой траектории // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2015. Т. 1. № 1 (1). С. 64–72.

Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991. 104 с.

References

Andronnikova O. O., Perevozkina Yu. M., Veterok E. V. Structural Patterns of VictimStyle Parameters of Managerial Activity in the Educational Space. Siberian Pedagogical Journal, 2020, no. 5. pp. 98–112.

Afanasyev V. G. Social Information and Management of Society: Monograph. Moscow: URSS Publ., 2013, 407 p.

Bermus A. G. Modernization of Education: Philosophy, Politics, Culture. Moscow: Canon+ Publ., 2008, 382 p.

Verbitsky A. A., Kashapov M. M. The Educational Process at the University: Processes and Solutions. Active Teaching Methods,1986, issue II, pp. 33–37.

Goncharova E. V., Chumicheva R. M. Organization of Individual Educational Trajectory of Bachelor's Degree Studies. Bulletin of Nizhnevartovsk State University for the Humanities, 2012, no. 2, pp. 3–11.

Davydenko L. N. Innovative Potential of the Enterprise: a Model of Formation and Management: Monograph. Gomel: State University Named After F. Skorina. 2014, 240 p.

Zavlin P. N., Baryutin L. S., Kazantsev A. K. Fundamentals of Innovation Management: Theory and Practice: Textbook. Moscow: Economics Publishing House, 2004, 474 p.

Zeer E. F., Simanyuk E. E. Individual Educational Trajectories in the System of Continuing Education. Pedagogical Education in Russia, 2014, no. 3n pp. 74–82.

Zeer E. F. Formation of Personality-Oriented Education. Education and Science. Proceedings of the Scientific and Educational Center of RAO, 2014, no 8, pp. 112–113.

Zeer E. F. Competence Approach as a Methodological Position of Updating Education. Bulletin of the Educational and Methodological Association for Professional and Pedagogical Education, 2016, no 1, pp. 13–18.

Ivanova T. V. Competence-Based Approach to the Development of Standards for an 11-Year School: Analysis, Problems, Conclusions. Standards and Monitoring in Education, 2014, no. 1, pp. 16–20.

Kashapov A. S., Kashapov M. M., Poshekhonova Yu. V., Innovative Educational Technologies: Textbook. Moscow: Direct-Media Publ., 2022, 264 p.

Kashapov M. M., Kiseleva T. G., Kotochigova E. V. Competence: Concept, Types, Basic Approaches to the Diagnosis of a Psychologist's Competence. Human factor: Social psychologist, 2003, no. 1 (5), pp. 39–44.

Kashapov M. M. Klyueva N. V., Prokhorova I. M. Active Methods of Teaching Students: Practical Guide: Practical Guide. Yaroslavl: Yaroslavl State University named after P. G. Demidov Publ., 2005, 118 p.

Kashapov M. M. Acmeology: a textbook. Yaroslavl: Yaroslavl State University named after. P. G. Demidova, 2011, 111 p.

Kashapov M. M., Perevozkina Yu. M., Perevozkin S. B. Social Role as a Factor of Educational Motivation of Cadets. Siberian Pedagogical Journal, 2019, no. 4n pp. 113–120.

Kashapov M. M., Perevozkina Yu. M., Bidenko R. A., Smolentsev I.O. Personal Characteristics as Predictors of Professional Thinking of Cadets of the Military Educational Institution of the National Guard troops of the Russian Federation. Prospects of Science and Education, 2020, no. 5 (47), pp. 330–342. DOI: https://doi: 10.32744/pse.2020.5.23

Kashapov M. M., Ushakova N. E. Experience of Using Project-Oriented Methods of Developing Creative Thinking Among Students of the Yaroslavl School of the Olympic reserve in Hockey. Methodology of Modern Psychology, 2022, no. 15, pp. 124–134.

Kashapov M. M., Ushakova N. E. Resource Possibilities of Creative Thinking of Student-Athletes (on the Example of the Yaroslavl State School of the Olympic Reserve in Hockey). Yaroslavl Psychological Bulletin, 2023, no. 1 (55), pp. 75–80.

Kashapov M. M., Chernova A. A. Psychological Characteristics of Resource-Based Thinking as a Means of Realizing Creative Potential. Yaroslavl Psychological Bulletin, 2023, no. 1 (55), pp. 86–94.

Kashapov M. M., Tishkova A. S. The Role of Digital Technologies at the Present Stage of Education Development: a Theoretical Excursion. SMALTA. 2023, no. 1n pp. 15–27. DOI: https://doi.org/10.15293/2312-1580.2301.02

Kashapov M. M., Lukina A. S., Makhnovets S. N. Structural-Level Organization of Conflict Competence in the Professional Activity of the Head. Bulletin of St. Petersburg University. Psychology, 2023, vol. 13, no. 2, pp. 261–278. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.209

Perevozkina Yu. M., Tishkova A. S. Digital socialization of personality: research tasks, practical opportunities: a electronic textbook [Electronic resource]. Novosibirsk: Novosibirsk State Pedagogical University, Institute of Open Distance Education. 2023, URL: https://lib.nspu.ru/views/library/96383/web.php (date of application: 17.11.2023).

Smolentsev I. O., Fedorishin M. I., Zhabbarov V. A. Self-Regulation and Critical Thinking in the Process of Professional Formation of Cadets of the VNG RF. Problems of Modern Pedagogical Education, 2020, no. 66-1, pp. 332–336.

Smolentsev I. O., Perevozkina Yu. M. The Problematic Nature of Professional Thinking of Cadets. Military-legal and Humanitarian Sciences of Siberia, 2020, no. 4 (6), pp. 153–158.

Spirin A. V., Perevozkina Yu. M., Fedorishin M. I. Components of Critical Thinking of Cadets of Military Institutes. Bulletin of the St. Petersburg Military Institute of National Guard Troops, 2023, no. 2 (23), pp. 66–74.

Rosenberg I. N. Training on a Flexible Trajectory. Modern Additional Professional Pedagogical Education, 2015, vol. 1, no. 1(1), pp. 64–72.

Taylor F. U. Principles of Scientific Management. Moscow: Controlling Publ., 1991. 104 p.

Загрузки

Опубликован

2024-03-20

Выпуск

Раздел

Теоретико-методологические аспекты психологии и других наук о человеке