ПСИХОТЕРАПИЯ ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ ЛИЧНОСТИ, ПЕРЕЖИВАЮЩЕЙ КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АРТ-МЕТОДОВ И РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНОЙ ТЕРАПИИ

Авторы

  • Наталия Владимировна Буравцова

Ключевые слова:

кризис взрослости, жизненные смыслы, психологические границы личности, метафорические ассоциативные карты, рационально-эмотивная психотерапия

Аннотация

Статья посвящена описанию проблемы переживания психологических кризисов взрослости. Цель исследования – анализ эффективности возможностей метафорических ассоциативных карт и рационально-эмотивной терапии в психотерапии смысло-жизненных ориентаций в период прохождения человеком кризиса середины жизни. Методологические основы исследования: теоретические положения арт-терапевтического и когнитивно-поведенческого подходов психотерапии. Результаты исследования: проанализированы психологические особенности, основные причины и симптомы кризисов взрослости; обозначены специфические особенности деструктивных когнитивных, эмоциональных и поведенческих проявлений личности в данный жизненный период. Выводы: анализ практической работы с клиентом показывает эффективность арт-методов и рационально-эмотивной терапии в психотерапии жизненных смыслов и психологических границ личности.

Биография автора

Наталия Владимировна Буравцова

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и правоведения, Новосибирский государственный университет экономики и управления; доцент кафедры практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет

Библиографические ссылки

Буравцова Н. В. Ассоциативные карты в психотерапии деструктивных проявлений. Новосибирск, 2018. 240 с.

Буравцова Н. В. Влияние личностных границ на ценностно-смысловую сферу студентов [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2008. № 6. С. 138–142. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11135441 (дата обращения: 02.09.2020).

Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция // Суицидология: прошлое и настоящее. М.: Когито-Центр, 2001. С. 270–352.

Дмитриева Н. В., Буравцова Н. В. Ассоциативные карты в работе с трудным случаем: учебно-практ. рук-во. Новосибирск, 2016. 334 с.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2020. 940 с.

Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994. 217 с.

Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы взрослости. М.: Эксмо, 2018. 416 с.

Пек М. С. Нехоженые тропы: Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного роста. М.: Авиценна, 1996. 312 с.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 400 с.

Толстых А. В. Возрасты жизни. М.: Мысль, 2011. 364 с.

Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Академия, 2001. 208 с.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2017. 606 с.

Эриксон Э. Жизненный цикл: Эпигенез идентичности // Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара: Бахрах, 1996. С. 192–199.

Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс-Универс, 2019. 396 с.

Vaillant G. The climb to maturity: how the best and brightest came of age // Psychology Today. 1977, September. P. 34–39.

Загрузки

Опубликован

2021-04-29

Выпуск

Раздел

Практические разработки в области психологии и смежных наук