Этические принципы и регуляторы профессиональной деятельности психолога-консультанта

DOI: 10.15293/2312-1580.2202.01

Авторы

  • Ольга Борисовна Ганпанцурова Новосибирский государственный педагогический университет
  • София Сергеевна Моторина Новосибирский государственный педагогический университет
  • Евгения Александровна Тихонова Новосибирский государственный педагогический университет
  • Роман Павлович Петров Новосибирский государственный педагогический университет
  • Валерия Игоревна Ревякина Новосибирский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

этика, деонтология, профессиональная этика, этический кодекс, психологическое консультирование, психолог-консультант, брендинг

Аннотация

В статье представлен краткий обзор историко-философских подходов к пониманию этики, описываются правовые основания деятельности психолога-консультанта. Актуальность исследования обусловлена тем, что в нем раскрываются аспекты профессиональной самоидентификации психолога-консультанта и отмечается важность соблюдения этических норм профессионального сообщества, социальных этических норм, а также важность личностной этической позиции, что необходимо для формирования профессиональной позиции будущих психологов консультантов. Этическая основа деятельности психолога-консультанта рассматривается с позиции кантианского подхода, в частности с позиции соотношения этики и деонтологии. Отмечается важность установления взаимодействия с представителями других помогающих профессий (медиков, социальных работников и др.), а также раскрываются этические аспекты интеграции психотерапевтических воздействий в процесс медицинского воздействия на пациентов. Подчеркивается важность роли этической составляющей при продвижении психологов-консультантов в интернете и СМИ. Особое внимание уделено личностным характеристикам психолога-консультанта и их влиянию на принятие решений, а также значимости классического образования, соответствующего всем требованиям стандарта профессии.

Биографии авторов

Ольга Борисовна Ганпанцурова , Новосибирский государственный педагогический университет

Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической и специальной психологии.

София Сергеевна Моторина , Новосибирский государственный педагогический университет

Магистрант факультета психологии.

Евгения Александровна Тихонова , Новосибирский государственный педагогический университет

Магистрант факультета психологии.

Роман Павлович Петров , Новосибирский государственный педагогический университет

Магистрант факультета психологии.

Валерия Игоревна Ревякина , Новосибирский государственный педагогический университет

Магистрант факультета психологии.

Библиографические ссылки

Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 28–43.

Гаранян Н. Г., Захарова Ю. В., Сорокова М. Г. Этические установки российских психологов-консультантов: область разногласий и потенциальных конфликтов [Электронный ресурс] // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 1 (107). С. 87–112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42643239 (дата обращения: 12.04.2022).

Глэддинг С. Т. Психологическое консультирование. 4-е изд. СПб.: Питер, 2002. 736 с.

Горбунова В. В. Этические дилеммы в психологической практике [Электронный ресурс] // Психологический журнал. 2010. Т. 31, № 4. С. 113–119. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15110662 (дата обращения: 12.04.2022).

Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. 589 с.

Иванов А. Е. Анализ отечественных и зарубежных этических кодексов психолога (на примере этических требований в психодиагностике) [Электронный ресурс] // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. № 4 (180). С. 44–47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14453243 (дата обращения: 12.04.2022).

Климчук В. А. Ценностные принципы построения системы психологической этики // Научные записки Института психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины. 2005. Т. 2, № 26. С. 278–281.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. 229 с.

Краснослободцев А. А. Психологический потенциал повышения эффективности в контексте брендинга [Электронный ресурс] // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 2 (18). С. 48–52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15219499 (дата обращения: 01.02.2022).

Малинкова Ю. А. Феномен этического в истории философской мысли [Электронный ресурс] // Инновационная наука. 2019. № 1. С. 87–90. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36868143 (дата обращения: 10.01.2022).

Петров H. H. Попытка физико-биологического обоснования морали // Кубанский научно-медицинский вестник. 1921. № 1. С. 1–17.

Приказ МВД РФ от 24.12.2008 № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://03.xn--b1aew.xn--p1ai/Dejatelnost/documentsold/kodeks_etiki (дата обращения: 10.02.2022).

Ткаченко Г. А. Формирование этических идей в Китае [Электронный ресурс] // Этическая мысль. 2000. № 1. С. 16–31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13422968 (дата обращения: 10.01.2022).

Умняшова И. Б., Гильяно А. С., Кузнецова А. А., Новикова Г. В., Мурафа С. В. Анализ соблюдения принципов профессиональной этики специалистами службы практической психологии образования РФ [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. № 2 (47). С. 19–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36961994 (дата обращения: 10.02.2022).

Этический кодекс психолога РПО [Электронный ресурс]. URL: http://xn--n1abc.xn--p1ai/rpo/documentation/ethics.php (дата обращения: 10.02.2022).

Adams J. S., Tashchian A., Shore T. H. Codes of Ethics as Signals for Ethical Behavior [Электронный ресурс] // Journal of Business Ethics. 2001. Vol. 29, Issue 3. Рp. 199–211. URL: https://www.jstor.org/stable/25074455 (дата обращения: 10.02.2022).

Aleksandrowicz J. W. Psychotherapy: Ethics – Value – Deontology [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/293658395_Psychotherapy_Ethics_-_Value_-_Deontology (дата обращения: 10.02.2022).

Association for Specialist in Group Work [Электронный ресурс]. URL: https://asgw.org/ (дата обращения: 10.02.2022).

Addendum to the Companion Manual to the Canadian Code of Ethics for Psychologists, Fourth Edition [Электронный ресурс]. URL: https://cpa.ca/aboutcpa/committees/ethics/companion/ (дата обращения: 10.02.2022).

Banks S. Professional Ethics in Social Work [Электронный ресурс] // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. URL: https://www.sciencedirect.com/topics/social-sciences/deontology (дата обращения: 10.02.2022).

Beauchamp T. L. Philosophical Ethics: An Introduction to Moral Philosophy. 2nd ed. New York: McGraw Hill, 1991. 431 p.

Bellizzi Tom J. A. Disciplining Top-Performing Unethical Salespeople: Examining the Moderating Effects of Ethical Seriousness and Consequences // Psychology & Marketing. 2006. Vol. 23, Issue 2. Рp. 181–201. DOI: https://doi.org/10.1002/mar.20106

Bentham J. Deontology or, The Science of Morality [Электронный ресурс]. Edited by J. Bowring. London: Longman, Rees, Orme, Browne, Green, and Longman, 1834. URL: https://ia802608.us.archive.org/4/items/deontologyorthes01bentuoft/deontologyorthes01bentuoft.pdf (дата обращения: 10.02.2022).

Blok V. Bridging the Gap between Individual and Corporate Responsible Behaviour: Toward a Performative Concept of Corporate Codes // Philosophy of Management. 2017. Vol. 16, Issue 2. Рp. 117–136. DOI: https://doi.org/10.1007/s40926-016-0045-7

Canadian Code of Ethics for Psychologists [Электронный ресурс]. URL: https://cpa.ca/docs/File/Ethics/CPA_Code_2017_4thEd.pdf (дата обращения: 10.02.2022).

Canadian Psychological Association (CPA) [Электронный ресурс]. URL: https://cpa.ca/ (дата обращения: 10.02.2022).

De Chernatony L. A Model for Strategically Building Brands // Journal of Brand Management. 2001. Vol. 9, Issue 1. Pp. 32–44. DOI: https://doi.org/10.1057/palgrave.bm.2540050

Edling S., Sharp H., Löfström J., Ammert N. Why is Ethics Important in History Education? // Ethics and Education. 2020. Pp. 336–354. DOI: https://doi.org/10.1080/17449642.2020.1780899

Kant I. Critique of Practical Reason, in Practical Philosophy. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 244 p.

Milligan A., Gibson L., Peck C. L. Enriching Ethical Judgments in History Education // Theory & Research in Social Education. 2017. Vol. 46, Issue 3. Pp. 449–479. DOI: https://doi.org/10.1080/00933104.2017.1389665

Miotto G., Del Castillo C., Blanco Gonzáles A. Reputation and Legitimacy: Key Factors for Higher Education Institutions’ Sustained Competitive Advantage // Journal of Business Research. 2020. Vol. 112, Issue 4. Рp. 342–353. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.11.076

Welfel E. R. Ethics in Counseling and Psychotherapy Standards, Research, and Emerging Issues [Электронный ресурс]. URL: https://dokumen.pub/ethics-in-counselingand-psychotherapy-standards-research-and-emerging-issues-6thnbsped-9781305089723.html (дата обращения: 10.02.2022).

References

Varlamova E. P., Stepanov S. Yu. Reflexive Diagnostics in the Education System. Questions of Psychology, 1997, no. 5, pp. 28–43. (In Russian)

Garanyan N. G., Zakharova Yu. V., Sorokova M. G. Ethical Attitudes of Russian Consultant Psychologists: Area of Disagreements and Potential Conflicts [Electronic resource]. Consultative Psychology and Psychotherapy, 2020, vol. 28, no. 1 (107),

pp. 87–112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42643239 (date of access: 12.04.2022). (In Russian)

Gladding S. T. Psychological Counseling. 4th ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 2002, 736 p. (In Russian)

Gorbunova V. V. Ethical Dilemmas in Psychological practice [Electronic resource]. Psychological Journal, 2010, vol. 31, no. 4, pp. 113–119. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15110662 (date of access: 12.04.2022). (In Russian)

Guseinov A. A., Irrlitz G. Brief History of Ethics. Moscow: Mysl’ Publ., 1987, 589 p. (In Russian)

Ivanov A. E. Analysis of Domestic and Foreign Ethical Codes of a Psychologist (on the Example of Ethical Requirements in Psychodiagnostics) [Electronic resource]. Bulletin of the South Ural State University. Series: Psychology, 2010, no. 4 (180), pp. 44–47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14453243 (date of access: 12.04.2022). (In Russian)

Klimchuk V. A. Value Principles for Constructing a System of Psychological Ethics. Scientific notes of the Institute of Psychology named after G. S. Kostyuk APN of Ukraine, 2005, vol. 2, no. 26, pp. 278–281. (In Russian)

Kociunas R. Fundamentals of Psychological Counseling. Moscow: Academic project Publ., 1999, 229 p. (In Russian)

Krasnoslobodtsev A. A. Psychological Potential for Efficiency Improvement in the Context of Branding [Electronic resource]. Socio-Economic Phenomena and Processes, 2010, no. 2 (18), pp. 48–52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15219499 (date of access: 01.02.2022). (In Russian)

Malinkova Yu. A. The Phenomenon of the Ethical in the History of Philosophical Thought [Electronic resource]. Innovative Science, 2019, no. 1, pp. 87–90. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36868143 (date of access: 10.01.2022). (In Russian)

Petrov H. H. An Attempt at a Physical and Biological Justification of Morality. Kuban Scientific and Medical Bulletin, 1921, no. 1, pp. 1–17. (In Russian)

Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of December 24, 2008 № 1138 “On approval of the Code of Professional Ethics for an Employee of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federationˮ [Electronic resource]. URL: https://03.xn--b1aew.xn--p1ai/Dejatelnost/documentsold/kodeks_etiki (date of access: 10.02.2022). (In Russian)

Tkachenko G. A. Formation of Ethical Ideas in China [Electronic resource]. Ethical Thought, 2000, no. 1, pp. 16–31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13422968 (date of access: 10.01.2022). (In Russian)

Umnyashova I. B., Guiliano A. S., Kuznetsova A. A., Novikova G. V., Murafa S. V. Analysis of Compliance with the Principles of Professional Ethics by Specialists of the Service of Practical Psychology of Education of the Russian Federation [Electronic resource]. Bulletin of Practical Psychology of Education, 2016, no. 2 (47), pp. 19–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36961994 (date of access: 10.02.2022). (In Russian)

Ethical Code of the RPO Psychologist [Electronic resource]. URL: http://xn--n1abc.xn--p1ai/rpo/documentation/ethics.php (date of access: 10.02.2022). (In Russian) 16. Adams J. S., Tashchian A., Shore T. H. Codes of Ethics as Signals for Ethical Behavior [Electronic resource]. Journal of Business Ethics, 2001, vol. 29, issue 3, pp. 199–211. URL: https://www.jstor.org/stable/25074455 (date of access: 10.02.2022).

Aleksandrowicz J. W. Psychotherapy: Ethics – Value – Deontology [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/293658395_Psychotherapy_Ethics_-_Value_-_Deontology (date of access: 10.02.2022).

Association for Specialist in Group Work [Electronic resource]. URL: https://asgw.org/ (date of access: 10.02.2022).

Addendum to the Companion Manual to the Canadian Code of Ethics for Psychologists, Fourth Edition [Electronic resource]. URL: https://cpa.ca/aboutcpa/committees/ethics/companion/ (date of access: 10.02.2022).

Banks S. Professional Ethics in Social Work [Electronic resource]. International

Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. URL: https://www.sciencedirect.com/topics/social-sciences/deontology (date of access: 10.02.2022).

Beauchamp T. L. Philosophical Ethics: An Introduction to Moral Philosophy, 2nd ed. New York: McGraw Hill, 1991. 431 p.

Bellizzi Tom J. A. Disciplining Top-Performing Unethical Salespeople: Examining the Moderating Effects of Ethical Seriousness and Consequences. Psychology & Marketing, 2006, vol. 23, issue 2, pp.181–201. DOI: https://doi.org/10.1002/mar.20106

Bentham J. Deontology or, The Science of Morality [Electronic resource]. Edited by J. Bowring. London: Longman, Rees, Orme, Browne, Green, and Longman, 1834. URL: https://ia802608.us.archive.org/4/items/deontologyorthes01bentuoft/deontologyorthes01bentuoft.pdf (date of access: 10.02.2022).

Blok V. Bridging the Gap Between Individual and Corporate Responsible Behaviour: Toward a Performative Concept of Corporate Codes. Philosophy of Management, 2017, vol. 16, issue 2, pp. 117–136. DOI: https://doi.org/10.1007/s40926-016-0045-7

Canadian Code of Ethics for Psychologists [Electronic resource]. URL: https://cpa.ca/docs/File/Ethics/CPA_Code_2017_4thEd.pdf (date of access: 10.02.2022).

Canadian Psychological Association (CPA) [Electronic resource]. URL: https://cpa.ca/ (date of access: 10.02.2022).

De Chernatony L. A Model for Strategically Building Brands. Journal of Brand Management, 2001, vol. 9, issue. 1, pp. 32–44. DOI: https://doi.org/10.1057/palgrave.bm.2540050

Edling S., Sharp H., Löfström J., Ammert N. Why is Ethics Important in History Education? Ethics and Education, 2020, pp. 336–354. DOI: https://doi.org/10.1080/17449642.2020.1780899

Kant I. Critique of Practical Reason, in Practical Philosophy. Cambridge: Cambridge University Press, 1999, 244 p.

Milligan A., Gibson L., Peck C. L. Enriching Ethical Judgments in History Education [Electronic resource]. Theory & Research in Social Education, 2017, vol. 46, issue 3, pp.449–479. DOI: https://doi.org/10.1080/00933104.2017.1389665

Miotto G., Del Castillo C., Blanco González A. Reputation and Legitimacy: Key factors for Higher Education Institutions’ Sustained Competitive Advantage. Journal of

Business Research, 2020, vol. 112, issue 4, pp. 342–353. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.11.076

Welfel E. R. Ethics in Counseling and Psychotherapy Standards, Research, and Emerging Issues [Electronic resource]. URL: https://dokumen.pub/ethics-in-counselingand-psychotherapy-standards-research-and-emerging-issues-6thnbsped-9781305089723.html (date of access: 10.02.2022).

Загрузки

Опубликован

2022-09-13

Выпуск

Раздел

Теоретико-методологические аспекты психологии и других наук о человеке