ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ
Ключевые слова:
Дисфункциональная семья, признаки дисфункциональной семьи, факторы девиантного поведения в подростковом возрастеАннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования по проблеме влияния дисфункциональной семьи на формирование склонности к девиантному поведению в подростковом возрасте. Обозначены маркеры дисфункциональной семьи: ригидные правила межличностного взаимодействия, неспособность решать проблемы, негативный эмоциональный фон, нарушение процессов адаптации, физического и психического здоровья, деструктивное поведение членов семьи. В эмпирическом исследовании (n=51) показано, что в дисфункциональной семье по сравнению с функциональной существует дефицит позитивного интереса со стороны обоих родителей, отношение отца подростками воспринимается как последовательное жестокое, отношение матери как чрезмерно эмоциональное; в межличностных отношениях отмечается высокий уровень конфликтности и разобщенности; у подростков отсутствуют возможности свободного проявления эмоций и личностного роста; семейная система воспринимается как плохо управляемая. Установлено, что склонность к девиантному поведению (суицидальному, делинквентному, аддиктивному) выше у подростков из дисфункциональных семей. Усиливают риск формирования девиантного поведения ситуации соревновательности, необходимость действовать и открыто проявлять эмоции в различных сферах; заинтересованность родителей подростком (попытки тотального контроля); чрезмерное проявление теплых чувств со стороны матери, последовательное отношение матери, дефицит теплых чувств, непредсказуемое поведение или враждебность, директивность отца; высокая автономность как матери, так и отца. Сделаны выводы о том, что в функциональных семьях риск формирования девиантного поведения снижается при следующих условиях: сформированная и хорошо осознаваемая семейная иерархия; сплоченность; ориентация семьи на активность в различных сферах; отсутствие прямого проявления насилия в конфликтных ситуациях; адекватное отношение матери к подросткам (позитивный интерес без потворствования, директивности и тотального контроля).
Библиографические ссылки
Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: МГУ, 1996. 304 с.
Артамонова Е. И., Ежканова Е. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М.: Академия, 2002. 192 с.
Белобрыкина Е. А., Белобрыкина О. А. Специфика мотивации общения подростков с отклоняющимся поведением // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 2. С. 47–58.
Белобрыкина О. А., Букреева Л. П., Дмитриева Н. В. Влияние семьи на формирование наркотической зависимости подростка // Мотивация, активность личности: сборник научных трудов / под ред. В. Г. Леонтьева. Новосибирск: НГПУ, 2002. С. 40–52.
Булыгина В. Г., Парахони А. А. Формирование идентичности у детей младшего школьного возраста в дисфункциональных семьях // Вопросы современной педиатрии. 2015. Т. 14. № 1. С. 114–118.
Варга А. Я. Введение в системную психотерапию. М.: Когито-центр, 2011. 181 с.
Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Психологическая методика
«Подростки о родителях» и ее практическое применение. СПб.: ФАРМиндекс, 2001. 68 с.
Гилинский Я. Г. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 520 с.
Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991. 158 с.
Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2012. 176 с.
Дубровина И. В. Семья и социализация ребенка // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Академия, 2001. С. 50–54.
Железнякова Ю. В. Дисфункциональные семьи как фактор развития аддиктивного поведения [Электронный ресурс] // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 35–1. С. 48–52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/disfunktsionalnye-semi-kak-faktor-razvitiya-addiktivnogo-povedeniya (дата обращения: 21.09.2020).
Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). М.: Академия, 2014. 288 с.
Иванов А. Н. Дисфункциональные семьи: проблемы и пути решения // Вестн. Башкирского ун-та. 2013. № 1. С. 236–240.
Ковалев С. В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. 208 с.
Кошенова М. И. Семейный кризис в современной России как фактор асоциализации личности // Актуальные проблемы социализации личности в современных условиях: материалы научно-практической конференции / под ред. М. И. Кошеновой, В. М. Физикова. Омск: Наука, 2004. С. 60–66.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Питер, 2019. 304 с.
Ломоносова Н. С. Личностные особенности детей из дисфункциональных семей // Фрейдовские чтения: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции / под ред. М. М. Решетникова. СПб.: ЧОУВО «Восточно-европейский ин-т психоанализа», 2019. С. 224–228.
Мазурчук Н. И., Мазурчук Е. О. Дисфункциональная семья как объект отечественных и зарубежных исследований // Вестн. Саратовского областного ин-та развития образования. 2017. № 1 (9). С. 23–28.
Малкина-Пых. И. Г. Семейная терапия: справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2008. 990 с.
Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. М.: Городец, 2016. 386 с.
Минуллина А. Ф., Рашидова Ф. Р. Исследование психической травматизации детей в дисфункциональных семьях // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52–3. С. 353–360.
Нестерова С. Б., Белоклокова У. С. Влияние семейного воспитания на формирование аутоагрессивного поведения подростков // Современная реальность в социально- психологическом контексте: сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научно-методической конференции / под ред. О. А. Белобрыкиной, М. И. Кошеновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. С. 213–217.
Никольская И. М. Клиническая психология семьи: основные положения [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. 2010. № 4. URL: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_4_5/nomer/nomer13.php (дата обращения: 21.09.2020).
Рубинштейн С. Л. Человек и мир. СПб.: Питер, 2012. 224 с.
Сатир В. Семейная психотерапия. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2018. 280 с.
Труве Э. И. Изучение особенностей ранних воспоминаний подростков, воспитывающихся в дисфункциональных семьях // Северо-Кавказский психологический вестник. 2008. Т. 6. № 2. С. 61–65.
Федосенко Е. В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика. СПб.: Речь, 2006. 145 с.
Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель- Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. 512 с.
Шнейдер Л. Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2019. 219 с.
Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2006. 352 с.