ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ОБ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Авторы

  • Полина Анатольевна Смаглюк
  • Альбина Сергеевна Тишкова

Ключевые слова:

студенты-психологи, студенты-дефектологи, инклюзивное образование, инклюзия, ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, профессиональная готовность, компетенции

Аннотация

В статье с теоретической и практической точек зрения рассматриваются представления студентов-психологов и дефектологов о реализации инклюзивного образования. Отмечается, что студентам – будущим педагогам-психологам и дефектологам – необходимы знания не только об особенностях развития ребенка с ОВЗ, но и о специфике реализации инклюзивного образования. Представлены различные подходы к проблеме профессиональной подготовки специалистов психолого-педагогического направления, работающих в системе инклюзивного образования. Особое внимание уделяется характеристике психологической готовности студентов психологических специальностей к инклюзивному образованию. Проведено эмпирическое исследование специфики представлений студентов-психологов об инклюзивном образовании. В заключении отмечено, что большинство опрошенных полностью разделяют идеи инклюзивного образования.

Биографии авторов

Полина Анатольевна Смаглюк

Студент 3 курса факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет

Альбина Сергеевна Тишкова

Старший преподаватель кафедры практической и специальной психологии, факультет психологии, Новосибирский государственный педагогический университет

Библиографические ссылки

Аронова О. В., Зиновьева Д. М., Ефимов Е. Г. Толерантность студентов по отношению к людям с инвалидностью: проективная диагностика [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2019 № 5. Т. 7. URL: https://mir-nauki.com/PDF/33PSMN519.pdf (дата обращения: 01.10. 2020).

Ахметжанова Г. В, Степанько А. А. Подготовка будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования: мотивационный аспект [Электронный ре- сурс] // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 181–184. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32821965 (дата обращения: 01.10.2020).

Богданова Т. Г., Гусейнова А. М., Назарова Н. М. Педагогика инклюзивного образования. М.: ИНФРА-М, 2016. 335 с.

Богданова Е. В. Структура инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде вуза // Вестн. Минского ун-та. 2016. № 3 (16). С. 12.

Брагина Е. А. Инклюзивная готовность выпускников педагогического университета [Электронный ресурс] // Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность: материалы V Международной научно-практической конференции (Москва, 23–25 октября, 2019 г.) / гл. ред. С. В. Алехина. М.: Изд-во МГППУ, 2019. С. 430–433. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41282813 (дата обращения: 01.10.2020).

Брешковская К. Ю, Кувырталова М. А. Развитие мотивационно-ценностной готовности будущего учителя к деятельности в инклюзивной образовательной среде // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2016. № 1 (17). С. 81–88.

Бурилкина С. А., Каминский А. С. Студенческая молодежь и инклюзивное образование // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 2. С. 24–29.

Гребенникова Е. В., Закотнова Е. Ю. Психологическая готовность студентов- психологов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2015. № 3 (156). С. 34–37.

Гринина Е. С. Отношение студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья // Изв. Саратовского ун-та. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 4. С. 333–338. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2015-4-4-333-337

Дмитриева Е. Е. Профессионально-ценностная готовность выпускников педагогического вуза к работе в условиях инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59–1. С. 448–453.

Жнечкова К. А. Готовность будущих педагогов к осуществлению инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2017. № 10. С. 35–40. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=29767516 (дата обращения: 01.10.2020).

Зиновьева В. И., Наумова Н. И., Берсенев М. В. [и др.] Формирование позитивной атмосферы в отношении лиц с ограниченными возможностями в образовательном пространстве вуза // Вестн. Томского гос. ун-та. История. 2019. № 61. С. 192–195. DOI: https://doi.org/10.17223/19988613/61/24

Ивенских И. В., Сорокоумова С. Н., Суворова О. В. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики // Вестн. Минского ун-та. 2018. Т. 6. № 1 (22). С. 12.

Кохан С. Т., Патеюк А. В., Антонов В. Л. Исследование отношения студентов к инклюзивному образованию в Забайкальском государственном университете [Электронный ресурс] // Бюллетень науки и практики. 2017. № 3 (16). С. 257–260. URL: https://www.bulletennauki.com/kokhan (дата обращения 05.10.2020).

Лапин Д. В., Машанова А. С., Мельникова М. С. Готовность студентов к вступлению в инклюзивное образовательное пространство вуза: социологический аспект // Теория и практика общественного развития. 2018. № 7. С. 44–49. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2018.7.6

Рассудова Л. А. Представления студентов-психологов о личности человека с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13. № 3. С. 24–34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42944848 (дата обращения: 05.10.2020).

Смаглюк П. А. К вопросу определения места любви в системе ценностных ориентаций в период юности [Электронный ресурс] // Лики любви: материалы V Городского студенческого фестиваля (Новосибирск, 17 мая 2019 г.) / под ред. О. О. Андронниковой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. С. 137–139. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39341753 (дата обращения: 05.10.2020).

Смоляр А. И., Черномырдина Т. Н. Исследование мотивационно-ценностных аспектов психологической готовности будущих педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 5. № 3. С. 72–84.

Тишкова А. С. Особенности адаптации к инклюзивному образовательному процессу детей и подростков с тяжелыми нарушениями в развитии [Электронный ресурс] // Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность: материалы V Международной научно-практической конференции (Москва, 23–25 октября, 2019 г.) / гл. ред. С. В. Алехина. М.: Изд-во МГППУ, 2019. С. 165–169. URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/04/02/sbornik_materialov.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

Тишкова А. С. Отношение к здоровью и здоровому образу жизни у студентов первого курса психологического факультета [Электронный ресурс] // СМАЛЬТА. 2015. № 4. С. 58–61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23888143 (дата обращения: 01.10.2020).

Толкачева В. Д. Понимание студентами педагогического университета феноменологии инклюзивного образования // Вестн. Курганского гос. ун-та. 2020. № 1 (55). С. 100–104.

Загрузки

Опубликован

2021-04-29

Выпуск

Раздел

Актуальные экспериментальные исследования психологии и смежных наук