ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМПАТИИ ЖЕНЩИН- И МУЖЧИН-ВОЛОНТЕРОВ
Ключевые слова:
волонтерство, эмоциональный интеллект, эмпатия, половые различияАннотация
В статье рассматриваются характеристики эмоционального интеллекта и эмпатии женщин и мужчин, включенных в волонтерскую деятельность. Анализируется волонтерство как один из видов просоциальной деятельности. Приводится статистика о вовлеченности людей разного возраста и пола в волонтерскую деятельность в Российской Федерации, делается вывод о большей вовлеченности женщин, а не мужчин. В эмпирическом исследовании проверяется предположение об обусловленности выявленной закономерности особенностями эмоционального интеллекта и эмпатии женщин- и мужчин-волонтеров (n=60). Делается вывод о том, что женщины- и мужчины-волонтеры различаются по уровню выраженности следующих способностей: сопереживание эмоциональному состоянию других людей (выражена у женщин), управление своими эмоциями (выражена у мужчин).
Библиографические ссылки
Белановский Ю. С., Ширшова И. В. Мир социального волонтерства. М.: ГБУ г. Москвы «Мосволонтер», 2018. 96 с.
Бовина И. Б. Исследование эмпатии: критический анализ и новые перспективы // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 1. С. 88–95. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160109
Богачёва О. А. Половые различия в проявлении эмпатии у медицинских работников // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. II. № 2. C. 263–267.
Бойко В. В. Энергия эмоций в общении. М.: Просвещение, 2006. 75 с.
Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Ин-т Психотерапии, 2002. C. 57–59.
Добро. Портал проектов [Электронный ресурс]. URL: https://dobro.ru/ (дата обращения: 21.09.2020).
Корнеева Е. Л. Основные направления исследования волонтерской деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2015/n1/Korneeva.phtml (дата обращения: 20.09.2020).
Левшунова Е. Н. Алекситимические корреляты эмоциональных состояний личности [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 4 (16). С. 150–154. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13050356 (дата обращения: 21.09.2020).
Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990. 192 с.
Робертс Р. Д., Мэттьюс Д., Зайднер М., Люсин Д. В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике [Электронный ресурс] // Психология. Журнал ВШЭ. 2004. № 4. С. 3–26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-problemy-teorii-izmereniya-i-primeneniya-na-praktike (дата обращения: 22.09.2020).
Юсупов И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): дис. д-ра психол. наук. СПб., 1995. 255 с.
Andrei F., Siegling A. B., Aloe A. M. [etc.] The incremental validity of the trait emotional intelligence questionnaire (TEIQue): a systematic review and meta-analysis. J. Pers. Assess. 2016. № 98. Р. 261–276. DOI: https://doi.org/10.1080/00223891.2015.1084630
Austin E. Emotional intelligence and emotional information processing // Personality and Individual Differences. 2005. № 39. Р. 403–414.
Barlińska J., Szuster A., Winiewski M. Cyberbullying Among Adolescent Bystanders: Role of Affective Versus Cognitive Empathy in Increasing Prosocial Cyberbystander Behavior // Frontiers in Psychology. 2018. № 9. Р. 799.
Bar-On R. How important is it to educate people to be emotionally and socially intelligent, and can it be done? // Perspectives in Education. 2003. № 21 (4). Р. 3–13.
Batson C. D., Ahmad N., Lishner D. A. Empathy and altruism // The Oxford Handbook of Prosocial Behavior. Oxford: Oxford University Press, 2015. Р. 259–281.
Braun S., Rosseel Y., Kempenaers C. [etc.] Self-report of empathy: a shortened french adaptation of the interpersonal reactivity index (IRI) using two large belgian samples // Psychol. Rep. 2015. 117/ 735–753. DOI: https://doi.org/10.2466/08.02.PR0.117c23z6
Davis M. H. Empathy: negotiating the border between self and other // The social life of emotions: Studies in emotion and social interaction. New York: Cambridge University Press, 2004. P. 19–42.
de Vignemont F., Singer T. The empathic brain: How, when and why? // Trends in cognitive sciences. 2006. № 10. Р. 435–441.
Decety J., Jackson P. L. The Functional Architecture of Human Empathy// Behavioral and Cognitive Neuroscience Reviews. 2004. № 3. Р. 71–100. DOI: https://doi.org/10.1177/1534582304267187
Hall J. A. Gender effects in decoding nonverbal cues // Psychological Bulletin. 1978. № 85. Р. 845–857.
Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT). Toronto, Canada: Multi-Health Systems, Inc. 2002. 21 р.
Olderbak S., Wilhelm O. Emotion perception and empathy: An individual differences test of relations // Emotion. 2017. № 17 (7). Р. 1092–1106. DOI: https://doi.org/10.1037/emo0000308
Peters J. R., Smart L. M., Eisenlohr-Moul T. A. [etc.] Anger rumination as a mediator of the relationship between mindfulness and aggression: the utility of a multidimensional mindfulness model // Clin. Psychol. 2015. № 71. Р. 871–884. DOI: https://doi.org/10.1002/jclp.22189
Petrides K., Furnham A., Mavroveli S. Trait emotional intelligence: Moving forward in the field of EI // Series in affective science. The science of emotional intelligence: Knowns and unknowns. 2007. Р. 151–166.
Zeidner M., Matthews G., Roberts R. D. The emotional intelligence, health and well- being nexus: what have we learned and what have we missed? // Appl. Psychol. Health Well Being. 2012. № 4. Р. 1–30. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1758-0854.2011.01062.x