СТРУКТУРНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ
Ключевые слова:
личность, личностные качества, структурные закономерности, курсантыАннотация
В статье приводится теоретический обзор современных зарубежных и отечественных исследований, посвященных личностным особенностям курсантов военных вузов. Представлены взаимосвязи личностных особенностей курсантов с различными психологическим феноменами на основе анализа научной литературы. Проанализирована специфика личностной направленности курсантов на усвоение и применение знаний, опыта и компетенций в области выбранной профессии, принятие норм и ценностей нового образовательного пространства. Проведено эмпирическое исследование структурных закономерностей личностных качеств у курсантов, которое показало, что личностные особенности и мотивация достижения у курсантов войсковой разведки и курсантов мотострелковых подразделений характеризуются более разобщенной структурой. Выявлено, что у младших специалистов разведки наблюдается наиболее интегративный эффект личностных особенностей и мотивации достижения, более высокая степень их определенности и согласованности, что позволяет курсантам данной группы осознанно проявлять качества, необходимые для достижения целей и приводящие к успеху в профессиональной деятельности.
Библиографические ссылки
Ветерок Е. В. Теоретические аспекты изучения самоотношения в психологической науке // Социокультурные проблемы современного человека: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 17–18 мая 2018). Новосибирск: Изд-во НГПУ. С. 174–179.
Ветерок Е. В., Зиновьева Л. В. Теоретические аспекты изучения феномена осознанности в современной науке // Смальта. 2019. № 1. С. 15–22.
Гарманова О. В. Особенности мотивации курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2004. № 2. С. 27–33.
Грачёв Ю. А. Мотивация курсантов к учебной деятельности в образовательных организациях МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3 (71). С. 150–153.
Земскова А. А., Латышев О. М. Сравнительный анализ личностных особенностей курсантов и студентов, обучающихся по специальности «Инженер пожарной безопасности» // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2018. № 4. С. 101–107.
Кашапов М. М., Перевозкина Ю. М., Биденко Р. А. [и др.] Личностные особенности как предикторы профессионального мышления курсантов военного образовательного учреждения войск национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 330–342. URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2020/10/pdf_200523.pdf (дата обращения: 20.09.2020)
Марков К. В. Личностные особенности курсантов учебного военного центра при высшем учебном заведении // Педагогическое образование в России. 2014. № 7. С. 21–25.
Мищук А. М. Исследование личностных особенностей курсантов как условие повышения эффективности обучения навыкам стрельбы // Пенитенциарная наука. 2016. № 4 (36). С. 91–95.
Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М., Федосов В. Г. Трансформации ролевой структуры межличностного взаимодействия курсантов // Развитие человека в современном мире. 2018. № 2. С. 99–109.
Перевозкина Ю. М., Спирин А. В., Федоришин М. И. Ценностно-рефлексивные детерминанты саморегуляции курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2020. № 2 (52). С. 106–113.
Рябко Т. В. Личностные особенности курсантов полиции в аспекте девиантного поведения // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 1. С. 51–53.
Сивак А. Н., Перевозкина Ю. М., Федосеева И. А. Предикторы субъективного благополучия курсантов в образовательном процессе высшего командного училища [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 385–398. DOI: http://doi.org/10.32744/pse.2019.2.29
Соловьев Н. Н. Личностные особенности курсантов полиции в связи с различиями по темпераменту // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 12. С. 114–118.
Тишкова А. С., Ветерок Е. В., Шпехт М. В. Взаимосвязь адаптивности и учеб- ной мотивации студентов-дефектологов // Социокультурные проблемы современного человека: материалы VI Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 22–23 апреля 2019): в 2 ч. / под ред. О. А. Шамшиковой, Ю. М. Перевозки- ной, Н. Я. Большуновой. Ч. 2. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. С. 182–188.
Bartone P. T., Snook S. A. Cognitive and Personality Predictors of Leader Performance in West Point Cadets // Military Psychology. 2002. Vol. 14 (4). Р. 321–338. DOI: https://doi.org/10.1207/S15327876MP1404_6
Breivik G., Buch R., Säfvenbom R. Performance Orientation and Injury Among Military Cadets: The Mediating Role of Disinhibition // Military Behavioral Health. 2015. Vol. 3 (1). Р. 29–36. DOI: https://doi.org/10.1080/21635781.2014.995248
Buch R., Dysvik A., Kuvaas B. [etc.] The Relationship Between Mastery Orientation and Maximal Oxygen Uptake Among Military Cadets: The Mediating Role of Intrinsic Motivation // Military Behavioral Health. 2016. Vol. 4 (4). Р. 398–408. DOI: https://doi.org/10.1080/21635781.2016.1187099
Campbell D. J. Embracing Change: Examination of a «Capabilities and Benevolence» Beliefs Model in a Sample of Military Cadets // Military Psychology. 2006. Vol. 18 (2). Р. 131–148. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327876mp1802_3
Chu D. C., Cretacci M. A., Jin Ch. Comparison of Chinese male and female police cadets’ perceived occupational self-efficacy // Policing and Society. 2019. DOI: https://doi.org/10.1080/10439463.2019.1632845
Maddi S. R., Matthews M. D., Kelly D. R. [etc.] The Continuing Role of Hardiness and Grit on Performance and Retention in West Point Cadets // Military Psychology. 2017. Vol. 29 (5). Р. 355–358. DOI: https://doi.org/10.1037/mil0000145
Olsen O. K., Eid J., Johnsen B. H. Moral Behavior and Transformational Leadership in Norwegian Naval Cadets // Military Psychology. 2006. Vol. 18 (1). Р. 37–56. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327876mp1803s_4