РОДИТЕЛЬСКИЙ БУЛЛИНГ КАК ФАКТОР ИНТЕРАКТИВНОГО ВИКТИМОГЕНЕЗА ЛИЧНОСТИ

Авторы

  • Юлия Евгеньевна Руденская

Ключевые слова:

буллинг, родительский буллинг, атология межличностных отношений, виктимайзер

Аннотация

Дефицит родительской компетентности порождает множество вариаций патологии межличностных отношений, однако родительский буллинг как социально-психологический механизм виктимайзинга до сих пор не подвергался научному анализу. Цель статьи – раскрыть родительский буллинг как фактор интерактивного виктимогенеза личности, описать его онтологию и феноменологию. Родительский буллинг рассматривается автором в русле разрабатываемой им концепции виктимологии семьи, на основе концепции межличностной патологии семейных отношений Е. В. Руденского. Автор раскрывает детерминанты родительского буллинга, описывает последствия для развивающейся личности ребенка каждого типа родительского буллинга. А также вводит в тезаурус виктимологии семьи понятие «родительский буллинг» как вариант максимальной деструкции межличностных отношений между агентом социализации – родителем и развивающейся личностью ребенка.

Биография автора

Юлия Евгеньевна Руденская

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной психологии и виктимологии факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет

Библиографические ссылки

Волохова В. И. «Неадекватное» родительство или ловушки родительской любви [Электронный ресурс] // СМАЛЬТА. 2019. № 4. С. 5–9. URL: https://repo.nspu.ru/bitstream/nspu/3675/1/neadekvatnoe-roditelstvo-ili-lov.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. ст. 152.1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/14c6c3902cffa17ab26d330b2fd4fae28e5cd059/ (дата обращения: 15.09.2020).

Кошенова М. И. Нескромное обаяние насилия: в жанре научного эссе [Электронный ресурс] // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2019. № 1. URL: http://pem.esrae.ru/24-252 (дата обращения: 01.10.2020).

Миллер А. Воспитание, насилие, покаяние. М.: НФ «Класс», 2013. 296 с.

Руденская Ю. Е. Коммуникативная ситуация виктимогенеза личности ребенка: опыт феноменологического анализа [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 167–172. URL: http://sp-journal.ru/article/1331 (дата обращения: 25.09.2020).

Руденская Ю. Е. Патологизирующее виктимное воспитание как проблема социально-психологической виктимологии личности // Развитие человека в современном мире: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 16–18 апреля 2013 г.) / под ред. Н. Я. Большуновой, О. А. Шамшиковой. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. С. 279–281.

Руденская Ю. Е. Факторы онтогенетической виктимизации личности в интерактивной системе семьи [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 180–184. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-ontogeneticheskoyviktimizatsii-lichnosti-v-interaktivnoy-sisteme-semi (дата обращения: 25.09.2020).

Руденский Е. В. Виктимология детства и виктимология семьи: концептуализация новых разделов социально-психологической виктимологии личности [Электронный ресурс] // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2018. № 3. URL: http://pem.esrae.ru/20-221 (дата обращения: 25.09.2020).

Руденский Е. В., Руденская Ю. Е. Виктимайзер как концепт виктимологической концепции ювенальной девиантологии [Электронный ресурс] // Академия образования Великобритании. 2019. № 2 (28). С. 6–16. URL: http://victimolab.ru/wp-content/uploads/2019/04/UK-Zhurnal-2019-_2_28__1_-stranitsy-1-2_6-16.pdf (дата обращения: 25.09.2020).

Olweus D. Bullying at school: what we know what we can do. New York, Wiley-Black-well Publ., 1993. 135 p.

Загрузки

Опубликован

2021-04-29

Выпуск

Раздел

Теоретико-методологические аспекты психологии и других наук о человеке