ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ХРОНОТОПИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗА МИРА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Авторы

  • Балабащук Роман Олегович

Ключевые слова:

образ мира, хронотоп, идентичность, временная перспектива личности, ценностно-смысловые ориентации, психолого-педагогическое сопровождение студентов

Аннотация

Проблема исследования определяется необходимостью создания условий продуктивного становления образа мира нового поколения для конструирования им образа будущего и последующего самоосуществления. Целью исследования является выделение основных направлений психолого-педагогического сопровождения становления хронотопических характеристик образа мира студентов вузов и раскрытие их содержания. На основании результатов теоретического исследования делается вывод о том, что образ мира студентов вуза представляет собой динамическую совокупность пространственно-временных и ценностно-смысловых хронотопических характеристик, ведущую позицию среди которых занимает система ценностно-смысловых ориентаций личности студентов. В данном контексте анализируется психолого-педагогическое сопровождение формирования идентичности, временной перспективы и системы ценностно-смысловых ориентаций личности обучающихся. Аргументируется приоритетность продуктивного развития системы ценностно-смысловых ориентаций личности, рассматриваемого в качестве основного направления психолого-педагогического сопровождения становления образа мира студентов. Обосновывается перспективность использования нарративных технологий для психолого-педагогического сопровождения становления хронотопических характеристик образа мира студентов вузов.

Биография автора

Балабащук Роман Олегович

аспирант, направление «Психологические науки», Кемеровский государственный университет, Кемерово

Библиографические ссылки

Адушкина К. В., Лозгачёва О. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования [Электронный ресурс]: учебное пособие. Екатеринбург, 2017. 163 с. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7498/1/uch00209.pdf (дата обращения: 25.01.2021).

Балабащук Р. О., Яницкий М. С., Серый А. В. [и др.] Трансформация пространственно-временных и ценностно-смысловых составляющих образа мира в процессе обучения в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22, № 3 (83). С. 714–726. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-3-714-726

Браун О. А., Аркузин М. Г., Аршинова Е. В. [и др.] Динамические характеристики системы идентичности студентов-психологов в процессе обучения // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. Т. 30. С. 15–29. DOI: https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.30.15

Зинченко В. П. Ценности в структуре сознания [Электронный ресурс] // Вопросы философии. 2011. № 8. С. 85–97. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=363 (дата обращения: 25.01.2021).

Иванов М. С., Яницкий М. С. Образование в постмодернистском обществе: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. С. 78–84. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18486367 (дата обращения: 25.01.2021).

Ковдра А. С. Психологические особенности временной перспективы студентов вуза [Электронный ресурс] // Гуманизация образования. 2012. № 2. С. 30–35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17852748 (дата обращения: 25.01.2021).

Лебедева Е. В., Сурнина О. Е. Особенности временной компетентности студентов с различным статусом профессиональной идентичности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2014. № 2. С. 188–197. URL: https://psyjournals.ru/files/70305/psyedu_2014_n2_Lebedeva_Surnina.pdf (дата обращения: 25.01.2021).

Логинова И. О. Хронотопические характеристики жизненного самоосуществления человека [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7-2 (19). С. 98–103. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13520373 (дата обращения: 25.01.2021).

Лубский А. В. Российская идентичность: методологические проблемы интердисциплинарных научных исследований [Электронный ресурс] // Сборник научных трудов SWorld. 2013. Т. 25, № 2. С. 68–75. URL: https://sworld.education/index.php/philosophy-and-philology-213/social-philosophy-213/17739-213-881 (дата обращения: 25.01.2021).

Медведев А. М., Мартиросян К. В., Хачатрян А. Ю. Хронотоп субъективной реальности как базовый концепт в исследовании этнического самосознания. Часть 1. [Электронный ресурс] // Мир науки. 2017. Т. 5, № 4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/47PSMN417.pdf (дата обращения: 25.01.2021).

Проконич О. А. Ценностно-смысловые предикторы сбалансированной временной перспективы личности студентов вуза в период обучения [Электронный ресурс]: дис. ... канд. психол. наук. Кемерово, 2016. 251 с. URL: http://d09.kemsu.ru/Content/AdvertAttachedFiles/d42cf06a3b6c4a08.pdf (дата обращения: 25.01.2021).

Серкин В. П. Психосемантика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2017. 318 с.

Серый А. В., Вечканова Е. М. Темпоральные аспекты актуализации смысловых граней субъективных образов переживания кризиса идентичности в период юности [Электронный ресурс] // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3-3 (63). С. 238–247. URL: https://vestnik.kemsu.ru/jour/article/view/1233/1226 (дата обращения: 25.01.2021).

Серый А. В., Яницкий М. С. Смысловые аспекты переживания кризиса социальной идентичности при вынужденной смене жизненной ситуации [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 43. URL: http://www.psystudy.com/index.php/num/2015v8n43/1192-seryi43.html (дата обращения: 25.01.2021).

Серый А. В., Яницкий М. С., Харченко Е. В. Ценностно-смысловые аспекты психологической работы со студенческой молодежью, находящейся в кризисной ситуации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2 (18). С. 40–48. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1402.04

Утюганов А. А., Яницкий М. С., Серый А. В. Нарративные технологии формирования ценностно-смысловых ориентаций личности: психологическое содержание и применение в образовательной практике // Science for Education Today. 2019. № 1. С. 76–92. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1901.05

Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность как психолого-педагогическая проблема вузовской подготовки психологов-практиков [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы психологического знания. 2009. № 4 (13). С. 49–58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13214819 (дата обращения: 25.01.2021).

Яницкий М. С. Ценностная структура массового сознания современной России // Политико-психологические проблемы исследования массового сознания. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 7–27.

Яницкий М. С., Серый А. В. Развитие системы ценностно-смысловых ориентаций личности в профессиональной деятельности специалистов деонтологического статуса // Личность и профессиональная деятельность. Хабаровск, 2008. С. 147–159.

Яницкий М. С., Серый А. В., Балабащук Р. О. Хронотопические характеристики образа мира студентов вузов // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. Вып. 2. С. 851–859. DOI: https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2019-2-106

Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А. Структура «Я-образа» представителей различных ценностных типов [Электронный ресурс] // Междисциплинарные ресурсы экономической психологии в формировании этнорегиональной идентичности

и позитивного образа малой родины: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Иркутск, 27–30 июня 2019 г.) / отв. ред.

А. Д. Карнышев, В. А. Решетников. Иркутск, 2019. С. 246–253. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41348397&pff=1 (дата обращения: 25.01.2021).

Яницкий М. С, Серый А. В., Браун О. А. [и др.] Идентичность как динамическая иерархическая система: социальный и культурный контекст формирования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 2 (74). С. 131–140. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-131-140

Яницкий М. С., Серый А. В., Иванов М. С. [и др.] Постнеклассическая педагогическая психология: ценностно-смысловой тренд [Электронный ресурс]: монография. Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2017. 202 с. URL: http://spi.kemsu.ru/download/book/Postnekl_ped_psy.pdf (дата обращения: 25.01.2021).

Загрузки

Опубликован

2021-04-29

Выпуск

Раздел

Теоретико-методологические аспекты психологии и других наук о человеке