ПОЛОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ

Авторы

  • Валентин Иванович Коваленко
  • Наталия Владимировна Буравцова

Ключевые слова:

социальный интеллект, межличностное взаимодействие, эмпатия, подростки, половая дифференциация

Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей социального интеллекта подростков. Раскрываются взгляды специалистов на понятие «социальный интеллект», определяется значимость социального взаимодействия в подростковом возрасте. Подчеркивается роль социального интеллекта в системе развития личности. Показано, что в обществе недостаточно четко проведены границы в воспитании гендерных черт характера, что затрудняет процесс гендерной идентификации. Затрагивается проблема маскулинизации девушек и феминизации юношей. Отражены результаты исследования половой дифференциации социального интеллекта подростков. Доказано, что юноши в большей степени способны предвитеть развитие ситуации и оценивать ее последствия; в сложных ситуациях взаимодействия предпочитают самостоятельность. Девушки лучше владеют чувственной экспрессией; в сложных ситуациях ориентированы на обращение за помощью.

Биографии авторов

Валентин Иванович Коваленко

Канд. техн. наук, доц. кафедры практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Наталия Владимировна Буравцова

Канд. психол. наук, доц. кафедры психологии, педагогики и правоведения, Новосибирский государственный университет экономики и управления; доц. кафедры практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Библиографические ссылки

Айзенк Г. Ю. Интеллект: Новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 111–131.

Белова С. С. Вербализированный и невербализированный компонент социального интеллекта: автореф. дис. ... канд. психол. наук. M., 2004. 24 с.

Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 318 с.

Бобнева М. И. Психологические проблемы социального развития личности. М.: Наука, 1979. 339 с.

Бояркина М. В. Гендерное воспитание: перспективы, подходы, решения [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 05 (59), Ч. 2. С. 16–17. URL: https://research-journal.org/pedagogy/gendernoe-vospitanieperspektivy-podxody-resheniya/ (дата обращения: 24.05.2019).

Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1966. С. 433–456.

Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А. П. Исаевой. М.: АСТ,

478 с.

Дружинин В. П. Метафорические модели интеллекта // Психологический журнал. 1999. № 6. С. 44–52.

Келли Г., Эри Ф. Основы современной сексологии. СПб.: Питер, 2000. 896 с.

Клёцина И. С. Теоретические проблемы гендерной психологии // Мир психологии. 2002. № 4. С. 162–179.

Коваленко О. В. Психологические особенности формирования гендерной идентичности в младшем школьном возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 2005. 24 с.

Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии / под ред. А. А. Крылова. Вып. 1, Ч. 1. СПб.: Академия, 1995. С. 48–61.

Люсин Д. В., Ушаков Д. В. Социальный интеллект, теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004. 176 c.

Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. Москва; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 1999. 640 с.

Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной Западной психологии // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 158–165.

Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984. 288 с.

Савенков А. И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. С. 94–101.

Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 11–29.

Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 278 с.

Щербаков С. В. Интегральный анализ основных подходов к исследованию социального интеллекта. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. 46 с.

Allport G. W. Pattern and growth in personality. N. Y.: Holt Rinehart and Winston, 1961. 312 р.

Thorndike E. L. Intelligence and its use // Harper’s Magazine. 1920. 140. Р. 227–235.

Загрузки

Опубликован

2021-02-26

Выпуск

Раздел

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ РАЗРАБОТКИ