ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ОСОЗНАННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Авторы

  • Екатерина Владимировна Ветерок
  • Людмила Васильевна Зиновьева

Ключевые слова:

осознанность, внимание, восприятие, принятие, стрессовые расстройства

Аннотация

В статье рассматриваются основные научные подходы к феномену осознанности в современной психологии. Показано, что осознанность представляет собой активное состояние сознания, детерминирующее кратковременную целенаправленную фиксацию на событиях внутренней жизни, а также проявление творческого потенциала в отношении данных событий. Проанализирована структура этого психологического феномена, дана характеристика основным параметрам осознанности. Описаны основные характеристики осознанности, проявляющиеся посредством метакогнитивных навыков. Представлены исследования зарубежных ученых, описывающих корреляты осознанности. Обнаружено, что понимание и принятие субъективности переживаемого опыта взаимосвязано с низким уровнем склонности к различным проявлениям стрессовых расстройств: тревогой, страхами, раздражением, сосредоточенностью на негативных эмоциональных переживаниях и мыслях.

Биографии авторов

Екатерина Владимировна Ветерок

Канд. психол. наук, доц. кафедры практической и специальной психологии факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Людмила Васильевна Зиновьева

Ст. преп. кафедры практической и специальной психологии факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Библиографические ссылки

Голубев А. М. Природа полноты осознанности. Адаптация опросника внимательности и осознанности MAAS // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2012. Т. 6. С. 44–51.

Дударева В. Б., Семенов И. Н. Феноменология рефлексии и направления ее изучения в современной зарубежной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5, № 1. С. 101–120.

Леонтьев Д. А., Аверина А. Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 2 (16). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n2%E2%80%9316/463-leontiev (дата обращения: 01.04.2019).

Пуговкина О. Д., Шильникова З. Н. Концепция mindfulness (осознанность): неспецифический фактор психологического благополучия // Современная зарубежная психология. 2014. № 2. С. 18–28. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=180232 (дата обращения: 01.04.2019).

Bishop S. R., Lau M., Shapiro S., Carlson L. et al. Mindfulness: A proposed operational definition // Clinical Psychology: Science and Practice. 2004. Vol. 11. P. 230–241.

Brown K. W., Ryan R. M. The benefits of being present: Mindfulness and its role in psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84. P. 822–848.

Cardaciotto L., Herbert J. D., Forman E. M., Moitra E., Farrow V. The assessment of present-moment awareness and acceptance: The Philadelphia Mindfulness Scale // Assessment. 2008. Vol. 15. P. 204–223.

Cheli S., De Bartolo P., Agostini A. Integrating mindfulness into nursing education: A pilot nonrandomized controlled trial // International Journal of Stress Management. 2019. Available at: http://dx.doi.org/10.1037/str0000126 (accessed: 01.04.2019)

Creswell J. D., Way B. M., Eisenberger N. I., Lieberman M. D. Neuralcorrelates of dispositional mindfulness during affect labeling // Psychosomatic Medicine. 2007. Vol. 69. P. 560–565.

Crum A. J., Langer E. J. Mind-set matters: Exercise and the placebo effect // Psychological Science. 2007. Vol. 18, № 2. P. 165–171. DOI: 10.1111/j.1467-9280.2007.01867.x

Franco C., Amutio A., Mañas I., Sánchez-Sánchez L. C., Mateos-Pérez E. Improving psychosocial functioning in mastectomized women through a mindfulness-based program: Flow meditation // International Journal of Stress Management. 2019. Available at: http://dx.doi.org/10.1037/str0000120 (accessed: 01.04.2019)

Hicks A., Siwik C., Phillips K., Zimmaro L. A., Salmon P., Burke N., Sephton S. E. Dispositional mindfulness is associated with lower basal sympathetic arousal and less psychological stress // International Journal of Stress Management. 2019. Available at: http://dx.doi.org/10.1037/str0000124 (accessed: 01.04.2019)

Kabat-Zinn J. Mindfulness-based interventions in context: Past, present and future // Clinical Psychology: Science and Practice. 2003. Vol. 10. № 2. P. 144–156. DOI: 10.1093/clipsy.bpg016

Kahneman D. Thinking Fast and Slow. N.Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2011. 512 p.

Langer E. J. Matters of mind: Mindfulness/mindlessness in perspective // Consciousness and Cognition. 1992. Vol. 1, № 3. P. 289–305. DOI: 10.1016/1053–8100(92)90066-J

Langer E. J., Moldoveanu M. The construct of mindfulness // Journal of Social Issues. 2000. Vol 56, № 1. P. 1–9. DOI: 10.1111/0022-4537.00148

Rockwell D. Mindfulness in psychotherapy and love as the healing balm // The Humanistic Psychologist. 2019. Available at: http://dx.doi.org/10.1037/hum0000127 (accessed: 01.04.2019)

Spears C. A., Li L., Wu C., Vinci C., Heppner W. L., Hoover D. S., Wetter D. W. Mechanisms linking mindfulness and early smoking abstinence: An ecological momentary assessment study // Psychology of Addictive Behaviors. 2019. Available at: http://dx.doi.org/10.1037/adb0000451 (accessed: 01.04.2019)

Tkach C., Lyubomirsky S. How do people pursue happiness? Relating personality, happiness-increasing strategies and well-being // Journal of Happiness Studies. 2006. Vol. 7, № 2. P. 183–225. DOI: 10.1007/s10902-005-4754-1

Загрузки

Опубликован

2021-02-26

Выпуск

Раздел

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ РАЗРАБОТКИ