БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Авторы

  • Ольга Олеговна Андронникова

Ключевые слова:

психологическая безопасность, виктимность, образовательное пространство, участники образовательного процесса, жестокость в отношениях

Аннотация

Статья посвящена вопросам современного состояния психологического и физического здоровья школьников. Отражены вопросы ухудшения состояния здоровья детей. Как основополагающая причина нарушения здоровья участников образовательного процесса выделены психологическое насилие и жестокое обращение в образовательной организации. Обозначены последствия насилия и жестокого обращения в образовательном пространстве в виде виктимизации личности каждого из участников и возникновения деструктивных форм взаимодействия. В статье представлены подходы к пониманию безопасности образовательного пространства, его критерии и риски нарушений. Представлен анализ существующих деструктивных тенденций и угроз безопасности в образовательном пространстве или отдельных его составляющих. Предложены основы организации безопасного образовательного пространства и основных его компонентов. Выделены компоненты формирования культуры безопасности образовательного пространства. Обозначены основные задачи в области обеспечения психологической безопасности образовательного пространства.

Биография автора

Ольга Олеговна Андронникова

Канд. психол. наук, доц., декан факультета психологии, проф. Кафедры практической и специальной психологии факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Библиографические ссылки

Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб., 2002. 271 с.

Баева И. А., Семикин В. В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2005. Т. 5, № 12. С. 7–19.

Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998. 125 с.

Иовчук Н. М. Детско-подростковые психические расстройства. М.: Изд-во НЦЭНАС, 2000. 76 с.

Кабаченко Т. С. Психология управления: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 384 с.

Кошелева А. Д., Алексеева Л. С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. С. 21–69.

Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.

Мошкин В. Н. Мировоззренческая составляющая безопасности [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Бийского госпединститута «Розмысл». URL: http://www.bigpi.biysk.ru/oldsite/publishing/rozmusl/ (дата обращения 11.01.2019)

Рокицкий М. Р. О предотвращении жестокого и безответственного отношения к детям // Права ребенка. 2001. № 1. С. 18–19.

Секач М. Ф. Психология здоровья. М.: Академический проект, 2003. 192 с.

Семикин В. В. Психологическая культура в образовании человека: монография. СПб.: Союз, 2002. 155 с.

Склянова Н. А., Плющ И. В. и др. Безопасность образовательного пространства. Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2001. 336 с.

Сыманюк Э. Э. Психологическая безопасность образовательной среды. Пермь: Уральский ГУ, 2005. 162 с.

Crick N. R., Grotpeter J. K. Children’s treatment by peers: Victims of relational and overt aggression // Development and Psychopathology. 1996. № 8. Р. 367–380.

Gottman J. M., Mettetal G. Speculations about social and affective development: Friendship and acquaintanceship through adolescence / J. M. Gottman, J. G. Parker (Eds.). New York, NY, US: Cambridge University Press, 1986. Р. 192–237. URL: http://www.csa.com (дата обращения 15.02.2019)

Загрузки

Опубликован

2021-02-26

Выпуск

Раздел

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ РАЗРАБОТКИ