Исследование цифровой активности личности в сети Интернет: психологический аспект

DOI: 10.15293/2312-1580.2204.07

Авторы

  • Франц Пауль Ханц Фритц Прюс Грайфсвальдский университет имени Эрнста Моритца Арндта
  • Альбина Сергеевна Тишкова Новосибирский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

цифровая культура, цифровая активность, цифровизация личности, социальные сети, визуальный контент, виртуальная идентичность

Аннотация

В статье представлено исследование цифровой активности личности в сети Интернет. На теоретическом уровне обозначена значимость цифровой социализации и цифровой активности в развитии всего общества и конкретной личности в целом. Рассмотрено понятие цифровизации и цифровой активности, а также обозначены функции массовой коммуникации. Представлен анализ результатов эмпирического исследования цифровой активности личности в сети Интернет с использованием авторской анкеты (в онлайн-форме), содержащей 70 вопросов открытого и закрытого типа. В пилотажном исследовании приняли участие 52 студента (46 женского пола и 6 – мужского) Новосибирского государственного педагогического университета в возрасте от 19 до 24 лет. Проведенное исследование позволило выделить критерии цифровой активности, в качестве которых выступают: время, проведенной в сети; разнообразие посещаемых сайтов; польза посещаемых сайтов; наличие страницы в социальной сети; активная публикация постов в социальных сетях; принадлежность к группам в социальных сетях; использование мессенджеров для общения, работы и обмена информацией; совершение покупок онлайн; знакомство и общение в сети; увлечение мобильными и компьютерными играми.

Биографии авторов

Франц Пауль Ханц Фритц Прюс , Грайфсвальдский университет имени Эрнста Моритца Арндта

Доктор педагогики, профессор-исследователь факультета психологии

Альбина Сергеевна Тишкова , Новосибирский государственный педагогический университет

Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической и специальной психологии

Библиографические ссылки

Доброродний Д. Г. Информационная активность личности как условие информационной открытости общества [Электронный ресурс] // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2021. № 1. С. 39–43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44712328 (дата обращения: 12.10.2022).

Никаева Р. М., Хайтаев Б. Т. Инновационная активность населения как фактор становления цифровой экономики в регионе [Электронный ресурс] // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2018. № 6-3 (86). С. 51–57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37094661 (дата обращения: 12.10.2022).

Николаева Ж. В. Основы теории коммуникации [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. 274 с. URL: https://studylib.ru/doc/2359850/nikolaeva-zh.v.-osnovy-teorii-kommunikacii (дата обращения: 12.10.2022).

Никонова Э. И. Цифровая активность студенческой молодежи в процессе удовлетворения социальных потребностей [Электронный ресурс] // Вестник экономики, права и социологии. 2021. № 3. С. 117–120. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47130956 (дата обращения: 12.10.2022).

Погорелов Д. Н., Рыльская Е. А. Структура виртуальной идентичности как интегрального феномена // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14, № 3. С. 57–68. DOI: https://doi.org/10.14529/jpps210306

Расина Э. О. Структурная композиция виртуального образа личности в контексте российского интернет-пространства // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т. 6, № 1. С. 93–104. DOI: https://doi.org/10.18413/2313-8971-2020-6-1-0-8

Тишкова А. С. Роль визуального контента в формировании виртуальной идентичности молодежи // Фундаментальные достижения и прогрессивные взгляды в образовании: материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры практической и специальной психологии (Новосибирск, 20–22 апреля 2022 г.) / под ред. Ю. А. Репиной. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. С. 229–237.

Трифонова С. А. Социально-психологический анализ связи реальной идентичности пользователей и их самопрезентации в виртуальной среде [Электронный ресурс] // Мировые цивилизации. 2020. Т. 5, № 1–2. С. 123–131. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44747104 (дата обращения: 12.10.2022).

Чернавина Л. В. Инстаграм как форма автобиографической памяти [Электронный ресурс] // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2016. № 1 (5). С. 10–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27676791 (дата обращения: 12.10.2022).

Aliaskarova Zh. A., Bakirova A. R. Digitalization of the Educational Process in Covid-19 Conditions: Legal Aspect [Электронный ресурс] // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. 2021. Т. 12, № 1. С. 19–30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44855198 (дата обращения: 12.10.2022).

Nuriymon A. Social Danger of Social Networks // Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. 2020. № 7 (9). Pp. 43–52. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.3831467

Sari A. I., Suryani N., Rochsantiningsih D., Suharno S. Digital Learning, Smartphone Usage, and Digital Culture in Indonesia Education // Интеграция образования. 2020. Т. 24, № 1 (98). С. 20–31. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.098.024.202001.020-031

Skivko M. O. Challenges for Modern Higher Education in the Context of Social, Digital, Technological, and Sustainable Trends // Sociology of Science and Technology. 2021. Т. 12, № 2. С. 130–142. DOI: https://doi.org/10.24412/2079-0910-2021-2-130-142

Zheng A., Duff B. R. L., Vargas P., Yao M. Zh. Self-Presentation on Social Media: When Self-Enhancement Confronts Self-Verification // Journal of Interactive Advertising. 2020. Vol. 20, Issue 3. Рp. 289–302. DOI: https://doi.org/10.1080/15252019.2020.1841048

References

Dobrorodniy D. G. Information Activity of the Individual as a Condition for the Information Openness of Society [Electronic resource]. Journal of the Belarusian State University. Philosophy. Psychology, 2021, no. 1. pp. 39–43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44712328 (date of access: 12.10.2022). (In Russian)

Nikaeva R. M., Khaitaev B. T. Innovative Activity of the Population as a Factor in the Formation of the Digital Economy in the Region [Electronic resource]. News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2018, no. 6-3 (86), pp. 51–57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37094661 (date of access: 10.12.2022). (In Russian)

Nikolaeva Zh. V. Fundamentals of the Theory of Communication [Electronic resource]: teaching aid. Ulan-Ude: Publishing House of East Siberian State Technological University, 2004, 274 p. URL: https://studylib.ru/doc/2359850/nikolaeva-zh.v.-osnovy-teorii-kommunikacii (date of access: 12.10.2022). (In Russian)

Nikonova E. I. Digital Activity of Student Youth in the Process of Meeting Social Needs [Electronic resource]. Bulletin of Economics, Law and Sociology, 2021, no. 3, pp. 117–120. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47130956 (date of access: 12.10.2022). (In Russian)

Pogorelov D. N., Rylskaya E. A. The Structure of Virtual Identity as an Integral Phenomenon. Psychology. Psychophysiology, 2021, vol. 14, issue 3, pp. 57–68. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.14529/jpps210306

Rasina E. O. Structural Composition of the Virtual Image of the Personality in the Context of the Russian Internet Space. Scientific Result. Pedagogy and Psychology of Education, 2020, vol. 6, issue 1, pp. 93–104. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.18413/2313-8971-2020-6-1-0-8

Tishkova A. S. The Role of Visual Content in the Formation of the Virtual Identity of Youth. Fundamental Achievements and Progressive Views in Education: materials of the II International Scientific and Practical Conference Dedicated to the 20th Anniversary of the Department of Practical and Special Psychology (Novosibirsk, April 20–22, 2022) / Edited by Yu. A. Repina. Novosibirsk: Publishing House of Novosibirsk State Pedagogical University, 2022, pp. 229–237. (In Russian)

Trifonova S. A. Socio-Psychological Analysis of the Connection Between the Real Identity of Users and their Self-Presentation in a Virtual Environment [Electronic resource]. World civilizations, 2020, vol. 5, issue 1–2, pp. 123–131. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44747104 (date of access: 12.10.2022). (In Russian)

Chernavina L. V. Instagram as a Form of Autobiographical Memory [Electronic resource]. Youth Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture, 2016, no. 1 (5), pp. 10–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27676791 (date of access: 12.10.2022). (In Russian)

Aliaskarova Zh. A., Bakirova A. R. Digitalization of the Educational Process in Covid-19 Conditions: Legal Aspect [Electronic resource]. Marketing MBA. Marketing management of the enterprise, 2021, vol. 12, no. 1, pp. 19–30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44855198 (date of access: 12.10.2022).

Nuriymon A. Social Danger of Social Networks. Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research, 2020, no. 7 (9), pp. 43–52. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.3831467

Sari A. I., Suryani N., Rochsantiningsih D., Suharno S. Digital Learning, Smartphone Usage, and Digital Culture in Indonesia Education. Integration of Education, 2020, vol. 24, no. 1 (98), pp. 20–31. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.098.024.202001.020-031

Skivko M. O. Challenges for Modern Higher Education in the Context of Social, Digital, Technological, and Sustainable Trends. Sociology of Science and Technology, 2021, vol. 12, no. 2, pp. 130–142. DOI: https://doi.org/10.24412/2079-0910-2021-2-130-142

Zheng A., Duff B. R. L., Vargas P., Yao M. Zh. Self-Presentation on Social Media: When Self-Enhancement Confronts Self-Verification. Journal of Interactive Advertising, 2020, vol. 20, issue 3, pp. 289–302. DOI: https://doi.org/10.1080/15252019.2020.1841048

Загрузки

Опубликован

2023-01-09

Выпуск

Раздел

Актуальные экспериментальные исследования психологии и смежных наук