Проблема девиантологической компетентности педагогов и психологов общего образования

DOI: 10.15293/2312-1580.2204.06

Авторы

  • Анастасия Викторовна Дроздова Новосибирский технологический институт (филиал) Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина
  • Марина Ивановна Кошенова Новосибирский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

девиантологическая компетентность, педагоги общего образования, психологи общего образования, пилотажное исследование, стереотипы, дефициты

Аннотация

Работа посвящена проблеме исследования актуального уровня девиантологической компетентности педагогов и психологов общеобразовательных школ и гимназий. В статье представлены результаты пилотажного исследования содержательных характеристик девиантологической компетентности В качестве исследовательского инструментария применялись разработанные авторами статьи «Структурированное интервью по вопросам работы с девиантными детьми и подростками», анкета «Мой опыт работы с девиантными детьми и подростками», анкета «Буллинг в школе», тест «Виды девиантного поведения». Анализ полученных данных позволил авторам сделать выводы о том, что содержательно уровень девиантологической компетентности социальных педагогов и психологов общеобразовательных организаций существенно выше, чем уровень девиантологической компетентности педагогов-предметников. В то же время профессиональные стандарты педагогов и специалистов в области воспитания также предусматривают в качестве обязательной профессиональной компоненты девиантологическую компетентность, которая должна обеспечивать своевременное выявление детей групп риска и сопровождение несовершеннолетних с девиантными формами поведения. Выявлены типичные стереотипы о детях с отклоняющимся поведением, их семьях и причинах формирования девиантности, дефициты в знаниях нормативно-правой базы, диагностики и методах профилактики, а также недостатки сложившейся системы повышения квалификации в области девиантного поведения.

Биографии авторов

Анастасия Викторовна Дроздова , Новосибирский технологический институт (филиал) Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина

Ассистент кафедры гуманитарных наук и иностранных языков

Марина Ивановна Кошенова , Новосибирский государственный педагогический университет

Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной психологии и виктимологии

Библиографические ссылки

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/a308e4ee261bdfe8d83c3582a0944e291b33fce6/ (дата обращения: 03.10.2022).

Антилогова Л. Н. Роль ответственности в профессиональном становлении будущего педагога-психолога [Электронный ресурс] // Социальная, профессиональная и персональная ответственность личности в современном обществе: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Омск, 08–10 октября 2020 г.). Омск: Изд-во ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, 2020. С. 378–381. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44611742 (дата обращения: 03.10.2022).

Антилогова Л. Н., Черкеви Е. А. Развитие коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: материалы региональной научно-практической конференции (Омск, 31 марта 2020 г.). Омск: Сибирский юридический университет, 2020. С. 66–71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44175614 (дата обращения: 03.10.2022).

Белобрыкина О. А. Этико-диагностическая компетентность работников образовательной и социальной сферы (на примере анализа случаев из практики) [Электронный ресурс] // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2019. № 2. С. 11–32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42326976 (дата обращения: 03.10.2022).

Белобрыкина О. А., Кошенова М. И. Возможности мастер-класса в становлении экспертной компетентности студентов-психологов [Электронный ресурс] // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 2. С. 41–62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28937817 (дата обращения: 03.10.2022).

Белобрыкина О. А., Кошенова М. И. Нормативно-правовые риски конструирования девиантности в современной реальности [Электронный ресурс] // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2019. № 2. С. 33–54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42326977 (дата обращения: 03.10.2022).

Вышинская А. В. К вопросу о девиантологической компетентности школьных учителей [Электронный ресурс] // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы VIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (Краснодар, 5 декабря 2014 г.). Краснодар: Изд-во КрУ МВД России, 2014. С. 49–52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30055102 (дата обращения: 03.10.2022).

Грошева Р. Н. Модель профессиональной компетентности педагога как воспитателя детей и подростков девиантного поведения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 253. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21471239 (дата обращения: 03.10.2022).

Дроздова А. В., Кошенова М. И. Девиантологическая компетентность как вид профессиональной компетентности и пути ее формирования // ХX Международная научно-практическая конференция молодых исследователей образования. Исследования, улучшающие образование: тезисы конференции. М.: Изд-во МГППУ, 2021. С. 113–117.

Дроздова А. В. Девиантологическая компетентность как вид профессиональной компетентности [Электронный ресурс] // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы X Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 8–10 декабря 2021 г.): в 2 ч. Ч. 2 / под ред. Д. Э. Елистратовой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. С. 259–262. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48203177 (дата обращения: 03.10.2022).

Дроздова А. В. Пути формирования девиантологической компетентности в процессе профессионального становления [Электронный ресурс] // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы X Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 8–10 декабря 2021 г.): в 2 ч. Ч. 2 / под ред. Д. Э. Елистратовой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. С. 262–264. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48203178 (дата обращения: 03.10.2022).

Кузь Е. В. Становление личности будущего профессионала [Электронный ресурс] // Проблемы педагогики. 2021. № 1 (52). С. 40–42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45778169 (дата обращения: 03.10.2022).

Тарасова С. А. Структура и содержание девиантологической компетентности сотрудника уголовно-исполнительной системы // Вестник Самарского юридического института. 2020. № 4 (40). С. 107–112. DOI: http://dx.doi.org/10.37523/SUI.2020.40.4.017

References

Decree of the Government of the Russian Federation Dated 29.05.2015 no. 996-r “On approval of the Strategy for the development of education in the Russian Federation for the Period up to 2025ˮ [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/a308e4ee261bdfe8d83c3582a0944e291b33fce6/ (date of access: 03.10.2022). (In Russian)

Antilogova L. N. The Role of Responsibility in the Professional Formation of the Future Teacher-Psychologist [Electronic resource]. Social, Professional and Personal Responsibility of the Individual in Modern Society: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation (Omsk, 08–10 October 2020). Omsk: Publishing House of Omsk State University named after F. M. Dostoevsky, 2020, pp. 378–381. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44175614 (date of access: 03.10.2022). (In Russian)

Antilogova L. N., Cherkevich E. A. Development of Communicative Competence of Future Teachers-Psychologists [Electronic resource]. Actual Problems of Linguistics and Methods of Teaching Foreign Languages: materials of the Regional Scientific and Practical Conference (Omsk, March 31, 2020). Omsk: Publishing House of Siberian Law University, 2020, pp. 66–71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44611742 (date of access: 03.10.2022). (In Russian)

Belobrykina O. A. Ethical and Diagnostic Competence of Employees of the Educational and Social Sphere (on the example of analyzing cases from practice) [Electronic resource]. Bulletin on Pedagogy and Psychology of Southern Siberia, 2019, no. 2. pp. 11–32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42326976 (date of access: 03.10.2022). (In Russian)

Belobrykina O. A., Koshenova M. I. The Possibilities of a Master Class in the Formation of Expert Competence of Psychology Students [Electronic resource]. PEM: Psychology. Educology. Medicine, 2016, no. 2. pp. 41–62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28937817 (date of access: 03.10.2022). (In Russian)

Belobrykina O. A., Koshenova M. I. Regulatory and Legal Risks of Deviance Construction in Modern Reality [Electronic resource]. Bulletin on Pedagogy and Psychology of Southern Siberia, 2019, no. 2, pp. 33–54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42326977 (date of access: 03.10.2022). (In Russian)

Vyshinskaya A. V. On the Question of Deviantological Competence of Schoolteachers [Electronic resource]. Phenomenology and Prevention of Deviant Behavior: materials of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation (Krasnodar, December 5, 2014). Krasnodar: Publishing House of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014, pp. 49–52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30055102 (date of access: 03.10.2022). (In Russian)

Grosheva R. N. Model of Professional Competence of a Teacher as an Educator of Children and Adolescents of Deviant Behavior [Electronic resource]. Modern Problems of Science and Education, 2014, no. 2, pp. 253. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21471239 (date of access: 03.10.2022). (In Russian)

Drozdova A. V., Koshenova M. I. Deviantological Competence as a Type of Professional Competence and Ways of its Formation. XX International Scientific and Practical Conference of Young Researchers of Education. Research that Improves Education: abstracts of the Conference. Moscow: Publishing House of Moscow State Psychological and Pedagogical University, 2021, pp. 113–116. (In Russian)

Drozdova A. V. Deviantological Competence as a Type of Professional Competence [Electronic resource]. Youth of the XXI Century: Education, Science, Innovations: materials of the X All-Russian Student Scientific and Practical Conference with International Participation (Novosibirsk, December 8–10, 2021): in Two Parts. Part 2 / Edited by D. E. Elistratova. Novosibirsk: Publishing House of Novosibirsk State Pedagogical University, 2022, pp. 259–262. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48203177 (date of access: 03.10.2022). (In Russian)

Drozdova A. V. Ways of Deviantological Competence Formation in the Process of Professional Formation [Electronic resource]. Youth of the XXI Century: Education, Science, Innovations: materials of the X All-Russian Student Scientific and Practical Conference with International Participation (Novosibirsk, December 8–10, 2021): in Two Parts. Part 2 / Edited by D. E. Elistratova. Novosibirsk: Publishing House of Novosibirsk State Pedagogical University, 2022, pp. 262–264. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48203178 (date of access: 03.10.2022). (In Russian)

Kuz E. V. Formation of the Personality of a Future Professional [Electronic resource]. Problems of Pedagogy, 2021, no. 1 (52), pp. 40–42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45778169 (date of access: 03.10.2022). (In Russian)

Tarasova S. A. Structure and Content of Deviantological Competence of an Employee of the Penal Enforcement System. Bulletin of the Samara Law Institute, 2020, no. 4 (40), pp. 107–112. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.37523/SUI.2020.40.4.017

Загрузки

Опубликован

2023-01-09

Выпуск

Раздел

Актуальные экспериментальные исследования психологии и смежных наук