Формирование образа профессионала у студентов-психологов: теоретический анализ проблемы

DOI: 10.15293/2312-1580.2204.02

Авторы

  • Диана Эдуардовна Елистратова Новосибирский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

профессионализация, образ профессионала, идентичность, профессиональная идентичность, студент-психолог, профессиональная деятельность

Аннотация

В статье рассматривается проблема подготовки компетентных специалистов в области психологии. Представлен теоретический анализ формирования образа профессионала, описывается процесс профессионализации. Особое внимание уделено становлению личности студента-психолога, обозначается важность его личностных качеств и позитивного отношения к будущей профессиональной деятельности как ключевой составляющей профессионального самоопределения. На основе рассмотренных источников по теме идентичности было представлено определение как самой идентичности, так и профессиональной идентичности, факторы ее формирования. В заключение автор приходит к выводу, что через опосредованное становление профессиональной идентичности, системы представлений о профессии и о собственной личности студентом-психологом происходит осознание собственной ценности как будущего психолога и, соответственно, формирование реального профессионального образа-Я.

Биография автора

Диана Эдуардовна Елистратова , Новосибирский государственный педагогический университет

Ассистент кафедры практической и специальной психологии

Библиографические ссылки

Белоконь М. А. Личность, самооценка, эталон в профессиональном становлении субъектов обучения: автореф. дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 1999. 24 с.

Волошина В. В. Сущностное содержание профессиональной идентичности будущего психолога [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11-1. С. 364–368. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22681282 (дата обращения: 19.09.2022).

Жигинас Н. В. Этапы формирования профессиональной идентичности педагога [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 120–122. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9579305 (дата обращения: 19.09.2022).

Киселева Н. А., Мильковская И. Ю. О некоторых критериях готовности студентов вуза к профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Достижения вузовской науки. 2013. № 7. С. 88–92. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25422849 (дата обращения: 19.09.2022).

Климов Е. А. Психология профессионала. Воронеж: МОДЭК, 1996. 400 с.

Кудрук Г. Н. Собирательный образ профессионала в представлении русского человека [Электронный ресурс] // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2007. № 1 (73). С. 77–79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12958414 (дата обращения: 19.09.2022).

Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.

Нор-Аревян О. А., Шаповалова А. М. Факторы формирования профессиональной идентичности [Электронный ресурс] // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 21, № 5. С. 102–113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26710033 (дата обращения: 19.09.2022).

Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2002. 877 с.

Перевозкина Ю. М. Субстанционально-темпоральная системность ролевой социализации личности: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. 307 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

Славнов С. Л., Шаланкина О. В. Исследование образа профессионала у абитуриентов и студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] // Акмеология. 2002. № 1 (2). С. 55–63. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19119891 (дата обращения: 19.09.2022).

Чамата П. Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии // Психологическая наука в СССР. Ч. 2. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С. 91–109.

Шаньгина Н. В. Динамика образа психолога и личностных особенностей студентов Уральского региона: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб, 2007. 23 с.

Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность (Структура, генезис и условия становления): дис. … д-ра психол. наук. М., 2001. 327 с.

Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. Воронеж: МОДЭК, 2004. 600 с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

Breakwell G. M. Coping witch Threatened Identities. New York: Mithuen, 1986. 382 p.

Cox D. R. Board Certification in Professional Psychology: Promoting Competency and Consumer Protection // The Clinical Neuropsychologist. 2010. Vol. 24. Pp. 493–505. DOI: https://doi.org/10.1080/13854040902802947

Landgwist L., Schard E. Perceptions of Work and Work Engagement Among School Psychologists in Sweden // International Journal of School & Educational Psychology. 2022. Vol. 10. Pp. 447–460. DOI: https://doi.org/10.1080/21683603.2021.1879697

Linton R. The Study of Man. New York: Appleton Century Crofts, Inc., 1936. 523 p.

Super D. A. Theory of Vocational Development // American Psychologist. 1953. Vol. 8. Pp. 185–190. DOI: https://doi.org/10.1037/h0056046

Viberg A. R., Frykedal K. F., Hashemi S. S. The Teacher Educator’s Perceptions of Professional Agency – a Paradox of Enabling and Hindering Digital Professional Development in Higher Education // Education Inquiry. 2021. Pp. 1–18. DOI: https://doi.org/10.1080/20004508.2021.1984075

References

Belokon M. A. Personality, Self-Assessment, Standard in the Professional Development of Subjects of Education: Abstract Diss. … Candidate of Psychology Sciences. Krasnodar, 1999, 24 p. (In Russian)

Voloshina V. V. The essential Content of the Professional Identity of the Future Psychologist [Electronic resource]. Actual Problems of the Humanities and Natural Sciences, 2014, no. 11-1, pp. 364–368. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22681282 (date of access: 19.09.2022). (In Russian)

Zhiginas N. V. Stages of Formation of a Teacherʼs Professional Identity [Electronic resource]. Higher Education in Russia, 2007, no. 8, pp. 158–164. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9579305 (date of access: 19.09.2022). (In Russian)

Kiseleva N. A., Milkovskaya I. Yu. On Some Criteria for the Readiness of University Students for Professional Activity [Electronic resource]. Achievements of High School Science, 2013, no. 7, pp. 88–92. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25422849 (date of access: 19.09.2022). (In Russian)

Klimov E. A. Psychology of a Professional. Voronezh: MODEK Publ., 1996, 400 p. (In Russian)

Kudruk G. N. Collective Image of a Professional in the Representation of a Russian Person [Electronic resource]. Bulletin of the South Ural State University. Series: Linguistics, 2007, no. 1 (73), pp. 77–79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12958414 (date of access: 19.09.2022). (In Russian)

Markova A. K. Psychology of Professionalism. Moscow: Znanie Publ., 1996, 308 p. (In Russian)

Nor-Arevyan O. A., Shapovalova A. M. Factors in the Formation of Professional Identity [Electronic resource]. Humanist of the South of Russia, 2016, vol. 21, issue 5, pp. 102–113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26710033 (date of access: 19.09.2022). (In Russian)

Parsons T. On the Structure of Social Action. Moscow: Akademicheskij proekt Publ., 2002, 877 p. (In Russian)

Perevozkina Yu. M. Substance-Temporal Systemic Role Socialization of Personality: monograph. Novosibirsk: Publishing House of Novosibirsk State Pedagogical University, 2019, 307 p. (In Russian)

Rubinshtein S. L. Fundamentals of General Psychology. Saint Petersburg: Piter Publ., 2002, 720 p. (In Russian)

Slavnov S. L., Shalankina O. V. Study of the Image of a Professional Among Applicants and Students of Higher Educational Institutions [Electronic resource]. Akmeologiya, 2002, no. 1 (2), pp. 55–63. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19119891 (date of access: 19.09.2022). (In Russian)

Chamata P. R. Questions of Personality Self-Consciousness in Soviet Psychology. Psychological Science in the USSR, part 2. Moscow: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1960, pp. 91–109. (In Russian)

Shangina N. V. Dynamics of the Image of a Psychologist and Personal Characteristics of Students in the Ural Region: Abstract Diss. … Candidate Psychology Sciences. Saint. Petersburg, 2007, 23 p. (In Russian)

Schneider L. B. Professional Identity (Structure, Genesis and Conditions of Formation): Diss. … Dr. Psychology Sciences. Moscow, 2001, 327 p. (In Russian)

Shneider L. B. Professional Identity: Theory, Experiment, Training. Voronezh: MODEK Publ., 2004, 600 p. (In Russian)

Erickson E. Identity: Youth and Crisis. Moscow: Progress Publ., 1996, 344 p. (In Russian)

Breakwell G. M. Coping witch Threatened Identities. New York: Mithuen, 1986, 382 p.

Cox D. R. Board Certification in Professional Psychology: Promoting Competency and Consumer Protection. The Clinical Neuropsychologist, 2010, vol. 24, pp. 493–505. DOI: https://doi.org/10.1080/13854040902802947

Landgwist L., Schard E. Perceptions of Work and Work Engagement Among school Psychologists in Sweden. International Journal of School & Educational Psychology, 2022, vol. 10, pp. 447–460. DOI: https://doi.org/10.1080/21683603.2021.1879697

Linton R. The Study of Man. New York: Appleton Century Crofts, Inc., 1936, 523 p.

Super D. A. Theory of Vocational Development. American Psychologist, 1953, vol. 8, pp. 185–190. DOI: https://doi.org/10.1037/h0056046

Viberg A. R., Frykedal K. F., Hashemi S. S. The Teacher Educator’s Perceptions of Professional Agency – a Paradox of Enabling and Hindering Digital Professional Development in Higher Education. Education Inquiry, 2021, pp. 1–18. DOI: https://doi.org/10.1080/20004508.2021.1984075

Загрузки

Опубликован

2023-01-09

Выпуск

Раздел

Теоретико-методологические аспекты психологии и других наук о человеке