Фобии, страхи и тревожность у подростков с расстройством аутистического спектра

DOI: 10.15293/2312-1580.2202.07

Авторы

  • Анжелика Евгеньевна Кириллина Новосибирский государственный педагогический университет
  • Галина Владимировна Новолодская Новосибирский государственный педагогический университет
  • Екатерина Олеговна Смышляева Новосибирский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

страх, фобия, тревожность, подростки, дети с ограниченными возможностями здоровья, расстройство аутистического спектра

Аннотация

В статье рассмотрены такие понятия, как страх, фобия и тревожность, а также описаны их виды и причины возникновения, в частности среди детей подросткового возраста с ограниченными возможностями здоровья и расстройством аутистического спектра. Цель работы заключается в исследовании фобий, страхов и тревожности у подростков с расстройством аутистического спектра. Представлен анализ теоретических источников, в которых рассматриваются страх, фобия и тревожность у детей подросткового возраста нормотипичного развития и у подростков с расстройством аутистического спектра. В заключение выявлены страхи и фобии у детей подросткового возраста и у подростков с расстройством аутистического спектра.

Биографии авторов

Анжелика Евгеньевна Кириллина , Новосибирский государственный педагогический университет

Студент факультета психологии.

Галина Владимировна Новолодская , Новосибирский государственный педагогический университет

Студент факультета психологии.

Екатерина Олеговна Смышляева , Новосибирский государственный педагогический университет

Студент факультета психологии.

Библиографические ссылки

Айсина Р. М. Подростковый возраст как период повышенной уязвимости при аутизме: факторы риска и стратегии профилактики дезадаптивных расстройств [Электронный ресурс] // Медицина: актуальные вопросы и тенденции развития. 2015. № 6. С. 82–87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25076381(дата обращения: 02.04.2022).

Арутюнов Э. А., Енин В. В. Психологические механизмы генезиса и коррекции социальных страхов в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов LVII Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 11 мая – 06 июня 2017 г.). Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2017. С. 8–12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29302405 (дата обращения: 03.04.2022).

Бабенчик Н. Б. Страхи и тревожность у подростков с расстройством аутистического спектра [Электронный ресурс] // FORCIPE. 2019. Т. 2, № S1. С. 1035. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39260885 (дата обращения: 03.04.2022).

Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Гусева И. Е. Страхи у детей с аутизмом. Часть 2 [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. № 18 (1). С. 6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22574019 (дата обращения: 06.04.2022).

Баринов Д. Н. Тревога и страх: историко-философский очерк [Электронный ресурс] // NB: Психология и психотехника. 2013. № 3. С. 1–39. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18804203 (дата обращения: 06.04.2022).

Бахтина С. В., Рачкова О. В. Психология страхов подросткового возраста // Научный электронный журнал Меридиан. 2022. № 1 (63). С. 93–95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47947832 (дата обращения: 04.04.2022).

Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2006. 240 с.

Быховский О. Б. Возрастные особенности синдрома Аспергера [Электронный ресурс] // Мир психологии. 2014. № 3 (79). С. 267–273. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22023202 (дата обращения: 04.04.2022).

Вилюнас В. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2004. 496 с.

Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл: Эксмо, 2004. 512 с.

Дорожко А. А. Страх и фобии: к вопросу о дифференциации понятий [Электронный ресурс] // Россия в XXI веке: Стратегия и тактика социально-экономических, политических и правовых реформ: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, посвященной 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (Барнаул, 14 апреля 2020 г.). Барнаул: Азбука, 2020. С. 482–483. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44116999 (дата обращения: 06.04.2022).

Журавлева И. В., Лакомова Н. В. Здоровье в контексте желаний и страхов подростков [Электронный ресурс] // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2021. Т. 21, № 3. С. 36–46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47299392 (дата обращения: 03.04.2022).

Задорожная К., Одинцова В. В. Исследование страхов в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Инновационное развитие легкой и текстильной промышленности (ИНТЕКС – 2014): тезисы докладов всероссийской научной студенческой конференции (Москва, 15–16 апреля 2014 г.). М.: Изд-во МГУДТ, 2014. С. 186–187. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24394094 (дата обращения: 05.04.2022).

Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2000. 448 с.

Зобов А. С. Особенности волевой регуляции поведения в эмоциогенных условиях (на примере школьников старшего возраста): автореф. дис. … канд. психол. наук. Л., 1982.

Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. 464 с.

Калёнова К. А. Коррекция страхов детей младшего подросткового возраста с помощью средств арт-терапии [Электронный ресурс] // Форум молодых ученых. 2019. № 3 (31). С. 426–433. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39193193 (дата обращения: 04.04.2022).

Караяни А. Г. Феномен страха в контексте психологической теории и практики // Психология страха: материалы межрегиональной научно-практической конференции психологов силовых структур (Москва, 16 апреля 2014 г.). М.: Изд-во Военного университета, 2014. С. 6–8.

Коковина А. А., Гордеев К. С., Жидков А. А., Кокарева М. Е. Страхи и фобии. В чем отличие? [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. 2017. № 11 (74). С. 16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30638242 (дата обращения: 04.04. 2022).

Костин И. А. Взгляд на аутизм изнутри: обзор автобиографических очерков [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2015. № 23 (4). С. 4–20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25726648 (дата обращения: 06.04.2022).

Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Культурная революция, 2010. 488 с.

Малинина Е. В., Забозлаева И. В., Сединкин А. А. Аутистические расстройства в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психиатрия. 2016. № 1 (69). С. 19–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26633301 (дата обращения: 03.04.2022).

Манелис Н. Г. Факторы, влияющие на адаптацию подростков с аутизмом: анализ результатов катамнестического исследования [Электронный ресурс] // Аутизм и нарушения развития. 2009. Т. 7, № 4. С. 2–11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39324504 (дата обращения: 01.04.2022).

Никольская О. С., Веденина М. Ю. Особенности психического развития детей с аутизмом [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. № 18 (1). С. 2. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22574015 (дата обращения: 03.04.2022).

Ноздрина Н. А., Дегтярев Р. Р. Психологические особенности детей в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Пути повышения результативности современных научных исследований: сборник статей международной научно-практической конференции (Казань, 04 июня 2019 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2019. С. 200–203. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37821645 (дата обращения: 04.04.2022).

Осипов Н. Ε. Страшное у Гоголя и Достоевского // Мир психологии. 1999. № 2. С. 221–237.

Павлова Т. С., Холмогорова А. Б. Гендерные факторы социальной тревожности в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование WWW.PSYEDU.RU. 2014. № 1. С. 169–179. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21593404 (дата обращения: 06.04.2022).

Скрынникова Н. В. Личностная тревожность и ее проявление в младшем подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Педагогика: история, перспективы. 2021. Т. 4, № 1. С. 134–142. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45023057 (дата обращения: 06.04.2022).

Стейнберг А. С., Восков А. Л. Рекомендации по созданию инклюзивной среды на мероприятиях с участием людей с РАС [Электронный ресурс] // Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 16, № 4 (61). С. 52–56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36794555 (дата обращения: 03.04.2022).

Стрижиус Е. И. К проблеме формирования тревожности в переходный период (от подросткового к юношескому возрасту) [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 12. С. 223–225. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17341154 (дата обращения: 06.04.2022).

Фрейд З. Запрещение, симптом и страх // Тревога и тревожность: хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. С. 18–23.

Черникова О. А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980. 104 с.

Щербатых Ю. В. Психология страха. М.: Эксмо, 2007. 512 с.

Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

Эхаева Р. М., Ибрагимова Э. С. Особенности развития ребенка с аутизмом [Электронный ресурс] // Научные исследования и разработки в эпоху глобализации: сборник статей международной научно-практической конференции (Пермь, 25 ноября 2016 г.). Уфа: Аэтерна, 2016. С. 147–152. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27377157 (дата обращения: 02.04.2022).

Юрчик Р. Ю., Назарова О. М. Дисморфофобия – как один из главных социальных страхов детей подросткового возраста [Электронный ресурс] // Аллея науки. 2018. Т. 1, № 1 (17). С. 371–374. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32452896 (дата обращения: 05.04.2022).

Leyfer O. T., Folstein S. E., Bacalman S., Davis N. O., Dinh E., Morgan J., Tager-Flusberg H., Lainhart J. E. Comorbid Psychiatric Disorders in Children with Autism: Interview Development and Rates of Disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2006. Vol. 36. Pp. 849–861. DOI: https://doi.org/10.1007/s10803-006-0123-0

Lydon S., Healy O., O’Callaghan O.,Mulhern T.,Holloway J. A Systematic Review of the Treatment of Fears and Phobias Among Children with Autism Spectrum Disorders // Review Journal of Autism and Developmental Disorder. 2015. Vol. 4. Pp. 141–154. DOI: https://doi.org/10.1007/s40489-014-0043-4

Mayes S. D., Calhoun S. L., Aggarwal R., Baker C., Mathapati S., Molitoris S., Mayes R. D. Unusual Fears in Children with Autism // Research in Autism Spectrum Scientific debut Disorders. 2013. Vol. 7, Issue 1. Pp. 151–158. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rasd.2012.08.002

Factor R. S., Moody C. T., Sung K. Y., Laugeson E. A. Improving Social Anxiety and Social Responsiveness in Autism Spectrum Disorder through PEERS // Evidence-Based Practice in Child and Adolescent Mental Health. 2022. Vol. 7, Issue 4. Рр. 142–159. DOI: https://doi.org/10.1080/23794925.2021.2013138

Picci G., Scherf K. S. A Two-Hit Model of Autism: Adolescence as the Second Hit // Clinical Psychological Science. 2015. Vol. 3, Issue 3. Рр. 349–371. DOI: https://doi.org/10.1177/2167702614540646

Reaven J. The Treatment of Anxiety Symptoms in Youth with High-Functioning Autism Spectrum Disorders: Developmental Considerations for Parents // Brain Research. 2011. Vol. 1380. Рр. 225–226. DOI: https://doi.org/10.1016/j.brainres.2010.09.075

Rowley E., Chandler S., Baird G., Simonoff E., Pickles A., Loucas T., Charman T. The Experience of Friendship, Victimization and Bullying in Children with an Autism Spectrum Disorder: Associations with Child Characteristics and School Placement // Research in Autism Spectrum Disorders. 2012. Vol. 6, Issue 3. Pp. 1126–1134. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rasd.2012.03.004

Sumter S. R., Bokhorst C. L., Westenberg P. M. Social Fears During Adolescence: Is there an Increase in Distress and Avoidance? // Journal of Anxiety Disorders. 2009. Vol. 23, Issue 7. Pp. 897–903. DOI: https://doi.org/10.1016/j.janxdis.2009.05.004

Yli-Lantta H. Young People’s Experiences of Social Fears // International Journal of Adolescence and Youth. 2020. Vol. 25, Issue 1. Pp. 1022–1035. DOI: https://doi.org/10.1080/02673843.2020.1828110

References

Aisina R. M. Adolescence as a Period of Increased Vulnerability in Autism: Risk Factors and Strategies for the Prevention of Maladaptive Disorders [Electronic resource]. Medicine: Current Issues and Development Trends, 2015, no. 6, pp. 82–87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25076381 (date of access: 02.04.2022). (In Russian)

Arutyunov E. A., Enin V. V. Psychological Mechanisms of the Genesis and Correction of Social Fears in Adolescence [Electronic resource]. Psychology and Pedagogy: Methodology and Problems of Practical Application: Collection of Materials of the LVII International Scientific and Practical Conference (Novosibirsk, May 11 – June 06, 2017). Novosibirsk: Centr razvitiya nauchnogo sotrudnichestva, 2017, pp. 8–12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29302405 (date of access: 03.04.2022). (In Russian)

Babenchik N. B. Fears and Anxiety in Adolescents with Autism Spectrum Disorder [Electronic resource]. FORCIPE, 2019, vol. 2, no. S1, pp. 1035. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39260885 (date of access: 03.04.2022). (In Russian)

Baenskaya E. R., Liebling M. M., Guseva I. E. Anxiety in Children with Autism. Part 2 [Electronic resource]. Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy, 2014, no. 18 (1), pp. 6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22574019 (date of access: 06.04.2022). (In Russian)

Barinov D. N. Anxiety and Fear: A Historical and Philosophical Essay [Electronic resource]. NB: Psychology and Psychotechnics, 2013, no. 3, pp. 1–39. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18804203 (date of access: 06.04.2022). (In Russian)

Bakhtina S. V., Rachkova O. V. Psychology of Adolescent Age [Electronic resource]. Scientific Electronic Journal Meridian, 2022, no. 1 (63), pp. 93–95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47947832 (date of access: 04.04.2022). (In Russian)

Bowlby J. Making and Breaking Emotional Connections. Moscow: Academic Project Publ., 2006, 240 p.

Bykhovskiy O. B. Age Features of Asperger’s Syndrome [Electronic resource]. World of Psychology, 2014, no. 3 (79), pp. 267–273. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22023202 (date of access: 04.04.2022). (In Russian)

Vilyunas V. Psychology of Emotions. Saint Petersburg: Piter Publ., 2004, 496 p. (In Russian)

Vygotsky L. S. Psychology of Child Development. Moscow: Smysl: Eksmo Publ, 2004, 512 p. (In Russian)

Dorozhko A. A. Fear and Phobias: On the Issue of Differentiation of Concepts [Electronic resource]. Russia in the XXI Century: Strategy and Tactics of Socio-Economic, Political and Legal Reforms: Materials of the XIII All-Russian Scientific and Practical Conference of Students and Young Scientists Dedicated to the 75th Anniversary of the Victory in the Great Patriotic War of 1941–1945 (Barnaul, April 14, 2020). Barnaul: Azbuka, 2020, pp. 482–483. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44116999 (date of access: 06.04.2022). (In Russian)

Zhuravleva I. V., Lakomova N. V. Health in the Context of Desires and Fears of Adolescents [Electronic resource]. Issues of Mental Health of Children and Adolescents, 2021, vol. 21, no. 3, pp. 36–46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47299392 (date of access: 03.04.2022). (In Russian)

Zadorozhnaya K., Odintsova V. V. Study of Fears in Adolescence [Electronic resource]. Innovative Development of Light and Textile industry (INTEX – 2014): Abstracts of the All-Russian Scientific Student Conference (Moscow, April 15–16, 2014). Moscow: Publishing House of Moscow State University of Design and Technology, 2014, pp. 186–187. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24394094 (date of access: 05.04.2022). (In Russian)

Zakharov A. I. Daytime and Night-time Fears in Children. Saint Petersburg: Soyuz Publ., 2000, 448 p. (In Russian)

Zobov A. S. Features of Volitional Regulation of Behavior in Emotiogenic Conditions (on the Example of Older Schoolchildren): Abstract Dis. … Cand. Psychol. Sciences. Leningrad, 1982. (In Russian)

Izard K. Psychology of Emotions. Saint Petersburg: Piter Publ., 2000, 464 p. (In Russian)

Kalyonova K. A. Correction of Fears in Children of Younger Adolescence with the Help of Art Therapy [Electronic resource]. Forum of Young Scientists, 2019, no. 3 (31), pp. 426–433. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39193193 (date of access: 04.04.2022). (In Russian)

Karayani A. G. The Phenomenon of Fear in the Context of Psychological Theory and Practice. Psychology of Fear: Materials of the Interregional Scientific and Practical Conference of Psychologists of Power Structures (Moscow, April 16, 2014). Moscow: Publishing House of the Military University, 2014, pp. 6–8. (In Russian)

Kokovina A. A., Gordeev K. S., Zhidkov A. A., Kokareva M. E. Fears and Phobias. What is the Difference? [Electronic resource]. Psychology, Sociology and Pedagogy, 2017, no. 11 (74), p. 16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30638242 (date of access: 04.04.2022). (In Russian)

Kostin I. A. A Look at Autism from the Inside: A Review of Autobiographical Essays [Electronic resource]. Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy, 2015, no. 23 (4), pp. 4–20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25726648 (date of access: 06.04.2022). (In Russian)

Kierkegaard S. Fear and Trembling. Moscow: Kul’turnaya revolyuciya Publ., 2010, 488 p.

Malinina E. V., Zabozlaeva I. V., Sedinkin A. A. Autistic Disorders in Adolescence [Electronic resource]. Psychiatry, 2016, no. 1 (69), pp. 19–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26633301 (date of access: 03.04.2022). (In Russian)

Manelis N. G. Factors Affecting the Adaptation of Adolescents with Autism: Analysis of the Results of a Follow-up Study [Electronic resource]. Autism and Developmental Disorders, 2009, vol. 7, no. 4, pp. 2–11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39324504 (date of access: 03.04.2022). (In Russian)

Nikolskaya O. S., Vedenina M. Yu. Features of the Mental Development of Children with Autism [Electronic resource]. Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy, 2014, no. 18 (1), p. 2. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22574015 (date of access: 03.04.2022). (In Russian)

Nozdrina N. A., Degtyarev R. R. Psychological Features of Children in Adolescence [Electronic resource]. Ways to Improve the Effectiveness of Modern Scientific Research: Collection of Articles of the International Scientific and Practical Conference (Kazan, June 4, 2019). Ufa: Omega Sains Publ., 2019, pp. 200–203. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37821645 (date of access: 04.04.2022). (In Russian)

Osipov N. Ε. The Terrible in Gogol and Dostoevsky. The World of Psychology, 1999, no. 2, pp. 221–237. (In Russian)

Pavlova T. S., Kholmogorova A. B. Gender Factors of Social Anxiety in Adolescence [Electronic resource]. Psychological Science and Education WWW.PSYEDU.RU, 2014, no. 1, pp. 169–179. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21593404 (date of access: 06.04.2022). (In Russian)

Skrynnikova N. V. Personal Anxiety and its Manifestations in Early Adolescence [Electronic resource]. Pedagogy: History, Perspectives, 2021, vol. 4, no. 1, pp. 134–142. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45023057 (date of access: 06.04.2022). (In Russian)

Steinberg A. S., Voskov A. L. Recommendations for Creating an Inclusive Environment at Events Involving People with ASD [Electronic resource]. Autism and Developmental Disorders, 2018, vol. 16, no. 4, pp. 52–56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36794555 (date of access: 05.04.2022). (In Russian)

Strizhius E. I. On the Problem of the Formation of Anxiety in the Transition Period (From Adolescence to Youth) [Electronic resource]. Actual Problems of the Humanities and Natural Sciences, 2011, no. 12, pp. 223–225. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17341154 (date of access: 06.04.2022). (In Russian)

Freud Z. Prohibition, Symptom and Fear [Electronic resource]. Anxiety and Anxiety: A Reader. Saint Petersburg: Piter Publ., 2001, pp. 18–23. (In Russian)

Chernikova O. A. Rivalry, Risk-taking, Self-control in Sports. Moscow: Fizkultura i Sport Publ., 1980, 104 p. (In Russian)

Shcherbatykh Yu. V. Psychology of Fear. Moscow: Eksmo Publ., 2007, 512 p. (In Russian)

Elkonin D. B. Selected Psychological Works. Moscow: Pedagogy Publ., 1989, 560 p. (In Russian)

Ekhaeva R. M., Ibragimova E. S. Features of the Development of a Child with Autism [Electronic resource]. Scientific Research and Development in the Age of Globalization: Collection of Articles of the International Scientific and Practical Conference (Perm, November 25, 2016). Ufa: Aeterna, 2016, pp. 147–152. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27377157 (date of access: 02.04.2022). (In Russian)

Yurchik R. Yu., Nazarova O. M. Dysmorphophobia as One of the Main Fears of Adolescent Children [Electronic resource]. Alley of Science, 2018, vol. 1, no. 1 (17), pp. 371–374. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32452896 (date of access: 05.04.2022). (In Russian)

Leyfer O. T., Folstein S. E., Bacalman S., Davis N. O., Dinh E., Morgan J., TagerFlusberg H., Lainhart J. E. Comorbid Psychiatric Disorders in Children with Autism: Interview Development and Rates of Disorders. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2006, vol. 36, pp. 849–861. DOI: https://doi.org/10.1007/s10803-006-0123-0

Lydon S., Healy O., O’Callaghan O., Mulhern T., Holloway J. A Systematic Review of the Treatment of Fears and Phobias among Children with Autism Spectrum Disorders. Review Journal of Autism and Developmental Disorder, 2015, vol. 4, pp. 141–154. DOI: https://doi.org/10.1007/s40489-014-0043-4

Mayes S. D., Calhoun S. L., Aggarwal R., Baker C., Mathapati S., Molitoris S., Mayes R. D. Unusual Fears in Children with Autism. Research in Autism Spectrum Disorders, 2013, vol. 7, issue 1, pp. 151–158. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rasd.2012.08.002

Factor R. S., Moody C. T., Sung K. Y., Laugeson E. A. Improving Social Anxiety and Social Responsiveness in Autism Spectrum Disorder through PEERS. Evidence-Based Practice in Child and Adolescent Mental Health, 2022, vol. 7, issue 4, pр. 142–159. DOI: https://doi.org/10.1080/23794925.2021.2013138

Picci G., Scherf K. S. A Two-Hit Model of Autism: Adolescence as the Second Hit. Clinical Psychological Science, 2015, vol. 3, issue 3, pр. 349–371. DOI: https://doi.org/10.1177/2167702614540646

Reaven J. The Treatment of Anxiety Symptoms in Youth with High-functioning Autism Spectrum Disorders: Developmental Considerations for Parents. Brain Research, 2011, vol. 1380, pp. 225–226. DOI: https://doi.org/10.1016/j.brainres.2010.09.075

Rowley E., Chandler S., Baird G., Simonoff E., Pickles A., Loucas T., Charman T. The Experience of Friendship, Victimization and Bullying in Children with an Autism Spectrum Disorder: Associations with Child Characteristics and School Placement. Research in Autism Spectrum Disorders, 2012, vol. 6, issue 3, pp. 1126–1134. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rasd.2012.03.004

Sumter S. R., Bokhorst C. L., Westenberg P. M. Social Fears During Adolescence: Is there an Increase in Distress and Avoidance? Journal of Anxiety Disorders, 2009, vol. 23, issue 7, pp. 897–903. DOI: https://doi.org/10.1016/j.janxdis.2009.05.004

Yli-Lantta H. Young People’s Experiences of Social Fears. International Journal of Adolescence and Youth, 2020, vol. 25, issue 1, pp. 1022–1035. DOI: https://doi.org/10.1080/02673843.2020.1828110

Загрузки

Опубликован

2022-09-13

Выпуск

Раздел

Научный дебют