Адаптация учебных материалов и заданий для детей с расстройством аутистического спектра в условиях ресурсного класса

DOI: 10.15293/2312-1580.2202.05

Авторы

  • Дарья Андреевна Мохонько Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 155»

Ключевые слова:

обучающийся, расстройство аутистического спектра, адаптированное задание, общеобразовательный класс, нежелательное поведение

Аннотация

В статье описаны способы адаптации материалов, учебных заданий и инструкций для учащихся с расстройством аутистического спектра. Особое внимание уделено адаптации математических задач. Представленные способы адаптации учебных материалов и заданий подойдут как для учащихся с сохранным интеллектом, так и для детей, чье интеллектуальное развитие нарушено.

Биография автора

Дарья Андреевна Мохонько , Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 155»

Учитель-дефектолог.

Библиографические ссылки

Алексеева В. В., Волков А. А., Шаргородская Л. В. Обеспечение доступности образования и социализации детей с расстройствами аутистического спектра и выраженными проблемами поведения в условиях общеобразовательной школы // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сборник материалов II Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. В. Алехина. М.: Изд-во МГППУ, 2013. С. 13–27.

Богорад П. Л., Загуменная О. В., Хаустов А. В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие / под общ. ред. А. В. Хаустова. М.: Изд-во МГППУ, 2017. 80 с.

Богорад П. Л., Гусева Н. Ю. Десять вопросов по адаптации учебного материала для обучающихся ресурсного класса [Электронный ресурс] // StudNet. 2021. № 7. С. 612–626. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/desyat-voprosov-po-adaptatsiiuchebnogo-materiala-dlya-obuchayuschihsya-resursnogo-klassa/viewer (дата обращения: 30.04.2022).

Гайченко С. В. Совершенствование профессиональных компетенций педагогов школьного образования в рамках ФГОС класса [Электронный ресурс] // Человеческий капитал. 2019. № 5 (125). С. 100–105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37611788 (дата обращения: 30.04.2022).

Горячева Т. Г., Никитина Ю. В. Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции. М.: Генезис, 2018. 168 с.

Довбня С. В., Морозова Т. А., Залогина А. Б., Монова И. А. Дети с расстройством аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. СПб.: Сеанс, 2018. 202 с.

Мелешкевич О. В., Эрц Ю. М. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (ABA). Самара: Бахрах-М, 2015. 208 с.

Никольская О. А., Фомина Т. М., Цыпотан С. Д. Ребенок с аутизмом в обычной школе. М.: Чистые пруды, 2006. 32 с.

Хаустов А. В., Загуменная О. В. Адаптация учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14, № 2 (51). С. 20–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26191022 (дата обращения: 30.04.2022).

Чернова В. А. Использование наглядного материала при обучении математике детей с расстройством аутистического спектра [Электронный ресурс] // Universum: Психология и образование. 2018. № 7 (49). С. 4–6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35245182 (дата обращения: 30.04.2022).

Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М: Теревинф, 2004. 136 с.

References

Alekseeva V. V., Volkov A. A., Shargorodskaya L. V. Ensuring the Accessibility

of Education and Socialization of Children with Autism Spectrum Disorders and Severe Behavioral Problems in a General Education school. Inclusive Education: Practice, Research, Methodology: Collection of Materials of the II International Scientific and Practical Conference. Ed. S. V. Alekhina. Moscow: Publishing House Moscow State Psychological and Pedagogical University, 2013, pp. 13–27. (In Russian)

Bogorad P. L., Zagumennaya O. V., Khaustov A. V. Adaptation of Educational Materials for Students with Autism Spectrum Disorders: Methodical Manual. Under the General. ed. A. V. Khaustov, Moscow: Publishing House Moscow State Psychological and Pedagogical University, 2017, 80 p. (In Russian)

Bogorad P. L., Guseva N. Yu. Ten Questions on Adapting Educational Material for Students of the Resource Class [Electronic resource]. StudNet, 2021, no. 7. pp. 612–626. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/desyat-voprosov-po-adaptatsii-uchebnogo-materiala-dlyaobuchayuschihsya-resursnogo-klassa/viewer (date of access: 30.04.2022). (In Russian)

Gaichenko S. V. Improving the Professional Competencies of School Teachers within the Framework of the Federal State Educational Standard [Electronic resource]. Human Capital, 2019, no. 5 (125), pp. 100–105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37611788 (date of access: 30.04.2022). (In Russian)

Goryacheva T. G., Nikitina Yu. V. Autism Spectrum Disorder in Children. Method of sensorimotor correction. Moscow: Genezis Publ., 2018, 168 p. (In Russian)

Dovbnya S. V., Morozova T. A., Zalogina A. B., Monova I. A. Children with Autism Spectrum Disorder in Kindergarten and School: Practices with Proven Effectiveness. Saint Petersburg: Seans Publ., 2018, 202 p. (In Russian)

Meleshkevich O. V., Erts Yu. M. Special Children. Introduction to Applied Behavior Analysis (ABA). Samara: Bahrakh-M Publ., 2015, 208 p. (In Russian)

Nikolskaya O. A., Fomina T. M., Tsypotan S. D. A Child with Autism in a Regular School. Moscow: Chistye Prudy Publ., 2006, 32 p. (In Russian)

Khaustov A. V., Zagumennaya O. V. Adaptation of Educational Tasks for Children with Autism Spectrum Disorders [Electronic resource]. Autism and Developmental Disorders, 2016, vol. 14, no. 2 (51), pp. 20–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26191022 (date of access: 30.04.2022). (In Russian)

Chernova V. A. Using Visual Material in Teaching Mathematics to Children with Autism Spectrum Disorder [Electronic resource]. Universum: Psychology and Education, 2018, no. 7 (49), pp. 4–6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35245182 (date of access: 30.04.2022). (In Russian)

Yanushko E. A. Games with an Autistic Child. Establishing Contact, Ways of Interaction, Development of Speech, Psychotherapy. Moscow: Terevinf Publ., 2004, 136 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2022-09-13

Выпуск

Раздел

Практические разработки в области психологии и смежных наук