Взаимосвязь акцентуаций характера и профессионального самоопределения подростков

DOI: 10.15293/2312-1580.2202.04

Авторы

  • Сергей Борисович Перевозкин Новосибирский государственный педагогический университет
  • Юлия Михайловна Перевозкина Новосибирский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

акцентуации характера, профессия, самоопределение, профессиональная готовность, подростки

Аннотация

Исследование проведено с целью определения групп повышенного риска среди подростков, с нежелательным уровнем акцентуаций, характеризующихся высокой вероятностью возникновения адаптационных нарушений в профессиональной сфере, которые способствуют развитию или усилению интрапсихического конфликта, фрустрационной и эмоциональной напряженности, психического стресса. Применялись опросники К. Леонгарда и Н. Шмишека «Характерологический опросник», «Ориентация» И. Л. Соломина и «Профессиональная готовность» А. П. Черняковской. Установление связи между акцентуациями характера подростков и их профессиональным самоопределением осуществлялось при помощи корреляционного анализа с использованием критерия r-Спирмена. В тестировании приняли участие 60 учащихся 10–11 классов в возрасте 15–17 лет (из них 22 мальчика и 38 девочек). Делается вывод о том, что подростки, имеющие дистимическую, тревожно-боязливую, экзальтированную, аффективно-лабильную и застревающую акцентуации характера более уязвимы в контексте профессионального самоопределения, более успешны подростки с гипертимной, педантичной, демонстративной, возбудимой и эмотивной акцентуациями характера.

Биографии авторов

Сергей Борисович Перевозкин , Новосибирский государственный педагогический университет

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии.

Юлия Михайловна Перевозкина , Новосибирский государственный педагогический университет

Доктор психологических наук, доцент, заведующий кафе­дрой практической и специальной психологии.

Библиографические ссылки

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

Агавелян О. К., Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М., Ситко Д. А. Специфика взаимосвязи архетипов, профессиональной готовности и типологических особенностей студентов гуманитарных профессий [Электронный ресурс] // Интеллект. Культура. Образование: материалы IV Международной научной видеоконференции (Новосибирск, 14–16 сентября 2011 г.). Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2011. С. 94–97. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22769953 (дата обращения: 12.04.2022).

Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43–52.

Ефимова А. В, Крылова Н. Н. Психолого-педагогическое исследование профессиональной направленности подростков и юношей с различными типами акцентуации характера [Электронный ресурс] // Вестник Пензенского государственного университета. 2016. № 3 (15). С. 15–19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28765967 (дата обращения: 17.04.2022).

Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 448 с.

Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М., Паньшина Л. В. Импазо-ролевые особенности успешной профессиональной социализации молодежи [Электронный ресурс] // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2016. Т. 26, № 2. С. 38–43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28929377 (дата обращения: 11.04.2022).

Перевозкина Ю. М., Тишкова А. С. Темпоральная специфика ролевого поведения и социально-психологической адаптации как прогнозирование профессионального будущего учащихся кадетских корпусов [Электронный ресурс] // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 25-й международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 07–08 апреля 2020 г.) / под ред. Е. М. Дорожкина, В. А. Федорова. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2020. С. 85–87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43840383 (дата обращения: 11.04.2022).

Петровская Т. Ю., Перевозкина Ю. М. К вопросу о профессионально важных качествах психологов как детерминантах успешности профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // СМАЛЬТА. 2021. № 2. С. 22–29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46233186 (дата обращения: 12.04.2022).

Рубенштейн С. Л. Основы психологии. СПб.: Питер, 1998. 705 с.

Тарасов Д. Ю., Перевозкина Ю. М. Актуальные подходы к исследованию готовности личности к профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: сборник научных статей IX Межвузовской научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 28 декабря 2017 г.): в 3 ч. / под общ. ред. С. А. Куценко. Новосибирск: Изд-во НВИ, 2018. Ч. 2. С. 264–267. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35616965 (дата обращения: 18.04.2022).

Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. М.: АСТ, 2006. 400 с.

Diemer M. A., Blustein D. L. Vocational Hope and Vocational Identity: Urban Adolescents’ Career Development // Journal of Career Assessment. 2007. Vol. 15, Issue 1. Рр. 98–118. DOI: https://doi.org/10.1177/1069072706294528

Ginevra M. C., Nota L., Soresi S., Shogren K. A., Wehmeyer M. L., Little T. D. A Cross-Cultural Comparison of the Self-Determination Construct in Italian and American Adolescents // International Journal of Adolescence and Youth. 2015. Vol. 20, Issue 4. Рр. 501–517. DOI: https://doi.org/10.1080/02673843.2013.808159

Holland I. L. Making Vocational Choice: A Theory of Careers. New York: Prentice-Hall, 1973. 150 p.

Krabbenborg M. A. M., Boersma S. N., Veld W. M. van der, Vollebergh W. A. M., Wolf Ju. R. L. M. Self-Determination in Relation to Quality of Life in Homeless Young Adults: Direct and Indirect Effects through Psychological Distress and Social Support // The Journal of Positive Psychology. 2017. Vol. 12, Issue 2. Рр. 130–140. DOI: https://doi.org/10.1080/17439760.2016.1163404

Parsons F. Choosing a Vacation. Classic Reprint Series. London: Forgotten Books, 1909. 190 p.

Rojewski J. W., Kim H. Career Choice Patterns and Behavior of Work-Bound Youth During Early Adolescence // Journal of Career Development. 2003. Vol. 30, Issue 2. Pр. 89–108. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1026150427009

Super D. E. Vocation Development: A Framework of Research. New York: Harper Row, 1957. 391 p.

Thwala S. K. The Role of Culture in Psychosocial Development of Orphans and Vulnerable Children // International Journal of Adolescence and Youth. 2013. Vol. 18, Issue 2. Pр. 105–121. DOI: https://doi.org/10.1080/02673843.2012.665169

Wood L., Goba L. Care and Support of Orphaned and Vulnerable Children at School: Helping Teachers to Respond // South African Journal of Education. 2011. Vol. 31, Issue 2. Pр. 275–290. DOI: https://doi.org/ 10.15700/saje.v31n2a484

References

Abulkhanova-Slavskaya K. A. Life Strategy. Moscow: Mysl’ Publ., 1991, 299 p. (In Russian)

Agavelyan O. K., Perevozkin S. B., Perevozkina Yu. M., Sitko D. A. The Specifics of the Relationship of Archetypes, Professional Readiness and Typological Features of Students of Humanitarian Professions [Electronic resource]. Intellect. Culture. Education: Materials of the IV International Scientific Video Conference (Novosibirsk, September 14–16, 2011). Novosibirsk: Publishing House Novosibirsk State Pedagogical University, 2011, pp. 94–97. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22769953 (date of access: 12.04.2022). (In Russian)

Ginzburg M. R. Psychological Content of Personal Self-Determination. Questions of Psychology, 1994, no. 3, pp. 43–52. (In Russian)

Efimova A. V., Krylova N. N. Psychological and Pedagogical Study of the Professional Orientation of Teenagers and young Men with Different Types of Character Accentuation [Electronic resource]. Bulletin of the Penza State University, 2016. no. 3 (15), pp. 15–19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28765967 (date of access: 17.04.2022). (In Russian)

Leonhard K. Accentuated Personalities. Moscow: Eksmo-Press Publ., 2001, 448 p. (In Russian)

Perevozkin S. B., Perevozkina Yu. M., Panshina L. V. Impaso-Role Features of Successful Professional Socialization of Youth [Electronic resource]. Scientific notes of the St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, 2016, vol. 26, issue 2, pp. 38–43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28929377 (date of access: 11.04.2022). (In Russian)

Perevozkina Yu. M., Tishkova A. S. Temporal Specificity of Role Behavior and Social and Psychological Adaptation as a Prediction of the Professional Future of Students of Cadet Corps [Electronic resource]. Innovations in Professional and Vocational Pedagogical Education: Materials of the 25th International Scientific and Practical Conference (Yekaterinburg, 07–08 April 2020). Edited by E. M. Dorozhkina, V. A. Fedorova. Yekaterinburg: Publishing House Russian State Vocational Pedagogical University, 2020, pp. 85–87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43840383 (date of access: 11.04.2022). (In Russian)

Petrovskaya T. Yu., Perevozkina Yu. M. To the Question of Professionally Important Qualities of Psychologists as Determinants of the Success of Professional Activity [Electronic resource]. SMALTA, 2021, no. 2, pp. 22–29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46233186 (date of access: 12.04.2022). (In Russian)

Rubenstein S. L. Fundamentals of Psychology. St. Petersburg: Piter Publ., 1998, 705 p. (In Russian)

Tarasov D. Yu., Perevozkina Yu. M. Actual Approaches to the Study of a Person’s Readiness for Professional Activity [Electronic resource]. Directions and Prospects for the Development of Education in Military Institutions of the Troops of the National Guard of the Russian Federation: Collection of Scientific Articles of the IX Interuniversity Scientific-Practical Conference with International Participation (Novosibirsk, December 28, 2017): in 3 Parts. Under the General Editorship of S. A. Kutsenko. Novosibirsk: Publishing House Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I. K. Yakovlev of the National Guard Troops of the Russian Federation, 2018, part 2, pp. 264–267. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35616965 (date of access: 18.04.2022). (In Russian)

Freud Z. Basic Psychological Theories in Psychoanalysis. Moscow: AST Publ., 2006, 400 p. (In Russian)

Diemer M. A., Blustein D. L. Vocational Hope and Vocational Identity: Urban Adolescents’ Career Development. Journal of Career Assessment, 2007, vol. 15, issue 1, рр. 98–118. DOI: https://doi.org/10.1177/1069072706294528

Ginevra M. C., Nota L., Soresi S., Shogren K. A., Wehmeyer M. L., Little T. D. A Cross-Cultural Comparison of the Self-Determination Construct in Italian and American Adolescents. International Journal of Adolescence and Youth, 2015, vol. 20, issue 4, рр. 501–517. DOI: https://doi.org/10.1080/02673843.2013.808159

Holland I. L. Making Vocational Choice: A Theory of Careers. New York: Prentice-Hall, 1973, 150 p.

Krabbenborg M. A. M., Boersma S. N., Veld W. M. van der, Vollebergh W. A. M., Wolf Ju. R. L. M. Self-Determination in Relation to Quality of Life in Homeless Young Adults: Direct and Indirect Effects through Psychological Distress and Social Support. The Journal of Positive Psychology, 2017, vol. 12, issue 2, рр. 130–140. DOI: https://doi.org/10.1080/17439760.2016.1163404

Parsons F. Choosing a Vacation. Classic Reprint Series. London: Forgotten Books, 1909,190 p.

Rojewski J. W., Kim H. Career Choice Patterns and Behavior of Work-Bound

Youth During Early Adolescence. Journal of Career Development, 2003, vol. 30, issue 2, рр. 89–108. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1026150427009

Super D. E. Vocation Development: A Framework of Research. New York: Harper Row, 1957, 391 p.

Thwala S. K. The Role of Culture in Psychosocial Development of Orphans and Vulnerable Children. International Journal of Adolescence and Youth, 2013, vol. 18, issue 2, рр.105–121. DOI: https://doi.org/10.1080/02673843.2012.665169

Wood L., Goba L. Care and Support of Orphaned and Vulnerable Children at School: Helping Teachers to Respond. South African Journal of Education, 2011, vol. 31, issue 2, рр. 275–290. DOI: https://doi.org/ 10.15700/saje.v31n2a484

Загрузки

Опубликован

2022-09-13

Выпуск

Раздел

Актуальные экспериментальные исследования психологии и смежных наук