Взаимосвязь личностных особенностей и мотивации достижения у студентов-дефектологов

DOI: 10.15293/2312-1580.2202.03

Авторы

  • Екатерина Владимировна Ветерок Новосибирский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

личность, личностные особенности, мотивация, мотивация достижения, юношеский возраст, специальная психология

Аннотация

В статье представлен анализ взаимосвязи личностных особенностей и мотивации достижения у студентов-дефектологов. Отмечено, что мотивация достижения обусловлена личностными факторами, определяющими деятельность индивида в социальной действительности. Дана характеристика личностных особенностей студентов на основе анализа зарубежных и отечественных работ. Приведен ряд дефиниций мотивации и мотивации достижения. Определено понятие мотивации достижения во взаимосвязи с личностными характеристиками. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи личностных особенностей и мотивации достижения у студентов-дефектологов, согласно которым студенты-дефектологи, склонные к эмоциональной устойчивости, демонстрируют выраженное стремление к достижению результатов. Студенты-дефектологи с выраженной интроверсией проявляют независимость в процессе достижения результатов.

Биография автора

Екатерина Владимировна Ветерок , Новосибирский государственный педагогический университет

Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической и специальной психологии.

Библиографические ссылки

Бирюкова И. А., Смолярчук И. В. Мотивация достижения успеха как фактор развития профессиональных качеств студентов [Электронный ресурс] // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 1 (2). С. 56–62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24310642 (дата обращения: 08.04.2022).

Вознюк Ю. С. Психологические особенности формирования и утверждения личности юношеского возраста [Электронный ресурс] // Личность, семья и общество: Вопросы педагогики и психологии. 2015. № 56–57. С. 42–49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24336525 (дата обращения: 09.04.2022).

Пакулина С. А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в вузе [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 88. С. 23–32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11690294 (дата обращения: 03.04.2022).

Семенова Л. Г. Развитие мотивации достижения в профессиональном становлении студентов вуза [Электронный ресурс] // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 2 (58). С. 354–359. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9939243 (дата обращения: 10.04.2022).

Сорокина О. А. Развитие мотивации достижения у студентов через профессиональные задачи [Электронный ресурс] // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2015. № 1 (11). С. 193–195. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23249810 (дата обращения: 11.04.2022).

Церковский А. Л. Стрессоустойчивость студентов и мотивация достижения [Электронный ресурс] // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2012. Т. 11, № 4. С. 107–111. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18642724 (дата обращения: 11.04.2022).

Чепайкина А. Е. Связь мотивации достижения и профессиональной мотивации у студентов ВИЭСУ специальностей «Менеджмент» и «ГМУ» [Электронный ресурс] // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. № 1-2 (6). С. 141–147. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25655310 (дата обращения: 10.04.2022).

Breen R., Lindsay R. Academic Research and Student Motivation // Studies in Higher Education. 1999. Vol. 24, Issue 1. Pp. 75–93. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079912331380158

Brophy J. Conceptualizing Student Motivation // Educational Psychologist. 1983. Vol. 18, Issue 3. Pp. 200–215. DOI: https://doi.org/10.1080/00461528309529274

Clark S., Seider S. Engaging College Students and Cadets in Training Tomorrow’s Leaders of Character // Journal of College and Character. 2014. Vol. 15, Issue 4. Pp. 259–264. DOI: https://doi.org/10.1515/jcc-2014-0030

Clegg S., Bufton S. Student Support through Personal Development Planning: Retrospection and Time // Research Papers in Education. 2008. Vol. 23, Issue 4. Pp. 435–450. DOI: https://doi.org/10.1080/02671520701809833

Husman J., Lens W. The Role of the Future in Student Motivation // Educational Psychologist. 1999. Vol. 34, Issue 2. Pp. 113–125. DOI: https://doi.org/10.1207/s15326985ep3402_4

Malouf D. Do Rewards Reduce Student Motivation? // School Psychology Review. 1983. Vol. 12, Issue 1. Pp. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1080/02796015.1983.12085003

Osgerby J., Marriott P., Gee M. Accounting Students Perceptions of Using Visual Metaphor as Part of Personal Development Planning: an Exploratory Case Study // Accounting Education. 2018. Vol. 27, Issue 6. Pp. 570–589. DOI: https://doi.org/10.1080/09639284.2018.1523735

Prescott A., Simpson E. Effective Student Motivation Commences with Resolving ‘Dissatisfiers’ // Journal of Further and Higher Education. 2004. Vol. 28, Issue 3. Pp. 247–259. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877042000241733

References

Biryukova I. A., Smolyarchuk I. V. Motivation to Achieve Success as a Factor in the Development of Professional Qualities of Students [Electronic resource]. Volga Pedagogical Bulletin, 2014, no. 1 (2), pp. 56–62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24310642 (date of access: 08.04.2022). (In Russian)

Voznyuk Yu. S. Psychological Features of the Formation and Affirmation of the Personality of Adolescence [Electronic resource]. Personality, Family and Society: Questions of Pedagogy and Psychology, 2015, no. 56–57, pp. 42–49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24336525 (date of access: 09.04.2022). (In Russian)

Pakulina S. A. Psychological Diagnostics of Motivation for Achieving Success of Students at the University [Electronic resource]. Proceedings of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, 2008, no. 88, pp. 23–32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11690294 (date of access: 03.04.2022). (In Russian)

Semenova L. G. Development of Achievement Motivation in the Professional Development of University Students [Electronic resource]. Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, 2008, no. 2 (58), pp. 354–359. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9939243 (date of access: 10.04.2022). (In Russian)

Sorokina O. A. Development of Studentsʼ Achievement Motivation through Professional Tasks [Electronic resource]. Bulletin of USNTU. Science, Education, Economics. Series: Economics, 2015, no. 1 (11), pp. 193–195. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23249810 (date of access: 11.04.2022). (In Russian)

Tserkovskiy A. L. Stress Resistance of Students and Achievement Motivation [Electronic resource] // Bulletin of the Vitebsk State Medical University, 2012, vol. 11, no. 4, pp. 107–111. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18642724 (date of access: 11.04.2022). (In Russian)

Chepaikina A. E. The Link Between Achievement Motivation and Professional Motivation Among RESU Students Majoring in “Managementˮ and “GMUˮ [Electronic resource]. Modern Technologies for Civil Defense and Emergency Response, 2015, no. 1-2 (6), pp. 141–147. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25655310 (date of access: 10.04.2022). (In Russian)

Breen R., Lindsay R. Academic Research and Student Motivation. Studies in Higher Education, 1999, vol. 24, issue 1, pp. 75–93. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079912331380158

Brophy J. Conceptualizing Student Motivation. Educational Psychologist, 1983, vol. 18, issue 3, pp. 200–215. DOI: https://doi.org/10.1080/00461528309529274

Clark S., Seider S. Engaging College Students and Cadets in Training Tomorrow’s Leaders of Character. Journal of College and Character, 2014, vol. 15, issue 4, pp. 259–264. DOI: https://doi.org/10.1515/jcc-2014-0030

Clegg S., Bufton S. Student Support through Personal Development Planning: Retrospection and Time. Research Papers in Education, 2008, vol. 23, issue 4, pp. 435–450. DOI: https://doi.org/10.1080/02671520701809833

Husman J., Lens W. The Role of the Future in Student Motivation. Educational Psychologist, 1999, vol. 34, issue 2, pp. 113–125. DOI: https://doi.org/10.1207/s15326985ep3402_4

Malouf D. Do Rewards Reduce Student Motivation? School Psychology Review, 1983, vol. 12, issue 1, pp. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1080/02796015.1983.12085003

Osgerby J., Marriott P., Gee M. Accounting Students Perceptions of Using Visual Metaphor as Part of Personal Development Planning: an Exploratory Case Study. Accounting Education, 2018, vol. 27, issue 6, pp. 570–589. DOI: https://doi.org/10.1080/09639284.2018.1523735

Prescott A., Simpson E. Effective Student Motivation Commences with Resolving ‘Dissatisfiers’. Journal of Further and Higher Education, 2004, vol. 28, issue 3, pp. 247–259. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877042000241733

Загрузки

Опубликован

2022-09-13

Выпуск

Раздел

Актуальные экспериментальные исследования психологии и смежных наук