Особенности локуса контроля и мотивации достижения у старшеклассников и учащихся профессионального колледжа

DOI: 10.15293/2312-1580.2201.03

Авторы

  • Ольга Борисовна Ганпанцурова Новосибирский государственный педагогический университет
  • Лианна Шамильевна Вастаева Новосибирский государственный педагогический университет
  • Анна Дмитриевна Жданова Новосибирский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

локус контроля, мотивация, интернальность, экстернальность, юношеский возраст, старший школьный возраст

Аннотация

В статье изучается взаимосвязь мотивации достижения успехов и локализации поведенческого контроля в юношеском возрасте. Целью исследования является определение особенностей локуса контроля и мотивации достижения в юношеском возрасте. Локус контроля рассматривается как психологический фактор поведенческого проявления, характеризующий тот или иной тип личности с точки зрения своего влияния на социальные обстоятельства реальности. Для определения особенностей локуса контроля и мотивации достижения в юношеском возрасте проведен сравнительный анализ мотивации на достижение успеха у старших школьников и у студентов профессионального колледжа, а также специфики их локуса контроля. Статья содержит анализ современных теоретических положений о локализации контроля и мотивации достижения. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня мотивации достижения и локуса контроля в юношеском возрасте, на основании которых проинтерпретированы особенности мотивации достижения успеха и локализации поведенческого контроля у старшеклассников и учащихся колледжа.

Биографии авторов

Ольга Борисовна Ганпанцурова , Новосибирский государственный педагогический университет

Старший преподаватель кафедры практической и специ­альной психологии.

Лианна Шамильевна Вастаева , Новосибирский государственный педагогический университет

Студент факультета психологии

Анна Дмитриевна Жданова , Новосибирский государственный педагогический университет

Студент факультета психологии

Библиографические ссылки

Броневицкий Г. А. Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения. Новороссийск, 2005. 76 с.

Гапоненко М. Н. Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2012. № 7. С. 76‒79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17841268 (дата обращения: 12.10.2021).

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008. 512 с.

Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Локус контроля учащихся среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2016. № 2 (13). С. 32‒45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26233924 (дата обращения: 17.10.2021).

Маслоу А. Мотивация и личность / пер. А. М. Татлыбаевой. 3-е изд. СПб.: Питер, 2019. 351 с.

Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека: учебное пособие для спецкурса. Пермь: Изд-во Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, 1971. 120 с.

Москвичева Н. Л. Динамика образа профессии и мотивации учебной деятельности у студентов начальных курсов [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 4. С. 38‒44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15612386 (дата обращения: 21.10.2021).

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010. 713 с.

Allport G. W. The Trait in Motivational Theory // American Journal of Orthopsychiatry. Vol. 23, Issue 1. Pp. 107–119. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1939-0025.1953.tb00041.x

Atkinson J. W., Raynor J. O. Motivation and Achievement. Washington, D. C.: V. H. Winston and Sons, 1974. 479 p.

Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic Motivation and Self-Determination in Human Behavior. New York, 1985. 371 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4899-2271-7

Harackiewicz J. M., Barron K. E., Pintrich P. R., Elliot A. S., Thrash T. M. Revision of Achievement Goal Theory: Necessary and Illuminating // Journal of Educational Psychology. 2002. Vol. 94, Issue 3. Pp. 638‒645. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-0663.94.3.638

Fleming J., Horner M. S. Motivation and Personality: Handbook of Thematic Content Analysis. Cambridge University Press, 1992. Pp. 179–189. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511527937.012

Mc Clelland D. C. Assessing Human Motivation. New York: General Learning Press, 1971. 360 p.

Ryan R. M., Deci E. L. Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions // Contemporary Educational Psychology. 2006. Vol. 25, Issue 1. Pp. 54–67. DOI: https://doi.org/10.1006/ceps.1999.1020

References

Bronevitsky G. A. Psychological and Pedagogical Dictionary of the Officer Educator of the Ship Unit. Novorossiysk, 2005, 76 p. (In Russian)

Gaponenko M. N. Features of the Formation of Self-esteem, Motivation for Success and Self-control in Adolescence [Electronic resource]. Theory and Practice of Social Development, 2012, no. 7, pp. 76‒79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17841268 (date of access: 12.10.2021). (In Russian)

Ilyin E. P. Motivation and Motives. Saint Petersburg: Piter Publ., 2008, 512 p. (In Russian)

Krushelnitskaya O. I., Tretyakova A. N. Locus of Control of Students of Secondary Vocational Education [Electronic resource]. Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development, 2016, no. 2 (13), pp. 32‒45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26233924 (date of access: 17.10.2021). (In Russian)

Maslow A. Motivation and Personality / Translation A. M. Tatlybaeva. 3rd ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 2019, 351 p. (In Russian)

Merlin V. S. Lectures on the Psychology of Human Motives. Textbook for Universities. Perm: Publishing House Perm State Humanitarian Pedagogical University, 1971, 120 p. (In Russian)

Moskvicheva N. L. Dynamics of the image of the profession and motivation of educational activity among primary students [Electronic resource]. Bulletin of Saint Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Pedagogy, 2010, no. 4, pp. 38‒44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15612386 (date of access: 21.10.2021). (In Russian)

Rubinshtein S. L. Fundamentals of General Psychology. Saint Petersburg: Piter Publ., 2010, 713 p. (In Russian)

Allport G. W. The Trait in Motivational Theory. American Journal of Orthopsychiatry, vol. 23, issue 1, pp. 107–119. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1939-0025.1953.tb00041.x

Atkinson J. W., Raynor J. O. Motivation and Achievement. Washington, D. C.: V. H. Winston and Sons, 1974, 479 p.

Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic Motivation and Self-Determination in Human Behavior. New York, 1985, 371 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4899-2271-7

Harackiewicz J. M., Barron K. E., Pintrich P. R., Elliot A. S., Thrash T. M. Revision of Achievement Goal Theory: Necessary and Illuminating. Journal of Educational Psychology, 2002, vol. 94, issue 3, pp. 638‒645. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-0663.94.3.638

Fleming J., Horner M. S. Motivation and Personality: Handbook of Thematic Content Analysis. Cambridge University Press, 1992, pp. 179–189. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511527937.012

Mc Clelland D. C. Assessing Human Motivation. New York: General Learning Press, 1971, 360 p.

Ryan R. M., Deci E. L. Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions. Contemporary Educational Psychology, 2006, vol. 25, issue 1, pp. 54–67. DOI: https://doi.org/10.1006/ceps.1999.1020

Загрузки

Опубликован

2022-04-06

Выпуск

Раздел

Актуальные экспериментальные исследования психологии и смежных наук