НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ФОРМАМИ АУТИСТИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ

Авторы

  • Сергей Борисович Перевозкин

Ключевые слова:

психические функции, аутизм, социальные навыки, симптомокомплекс

Аннотация

Раскрывается проблема дифференциальной диагностики аутизма от умственной отсталости, глухоты, речевого недоразвития, шизофрении, с одной стороны, а с другой – проблема социализации и адаптации детей с аутизмом к школьному обучению. Отмечается, что нейропсихологический метод исследования является наиболее «чувствительным» к патологическому состоянию различных структур головного мозга. В рамках эмпирического исследования изучался уровень сформированности психических функций, навыков и умений, которые наиболее востребованы социальной ситуацией развития ребенка с аутизмом. Было выделено четыре группы детей с ведущим симптомокомплексом нарушений высших психических функций. Результаты исследования показали, что все четыре группы имеют различия по некоторым показателям. На основании проведенного исследования был сделан вывод о том, что полученная картина нарушений высших психических функций в рамках нейропсихологического метода показывает качественное своеобразие в развитии этих функций у детей с различными формами аутистических синдромов.

Биография автора

Сергей Борисович Перевозкин

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Библиографические ссылки

Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). М.: Теревинф, 2009. 112 с.

Визель Т. Г. Ребенок и его развитие. М.: Изд. В. Секачев, 2016. 140 с.

Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 1997. 342 с.

Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во Московского университета, 1985. 144 с.

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2003. 384 с.

Методы нейропсихологического обследования детей 6–9 лет / под общей ред. Т. В. Ахутиной. М.: Изд. В. Секачев, 2016. 280 с.

Barron-Linnankoski S., Reinvall O., Lahervuori A. [etc.] Neurocognitive performance of children with higher functioning Autism Spectrum disorders on the NEPSY-II // Child Neuropsychology: A Journal on Normal and Abnormal Development in Childhood and Adolescence. 2015. Vol. 21, Issue 1. P. 55–77. DOI: https://doi.org/10.1080/09297049.2013.873781

Delacato C. The Ultimate Stranger (The Autistic Child). New York: Doubleday & Co, Garden City, 1974. 226 p.

Hooper S. R., Poon K. K., Marcus L. [etc.] Neuropsychological Characteristics of School-Age Children with High-Functioning Autism: Performance on the NEPSY // Child Neuropsychology: A Journal on Normal and Abnormal Development in Childhood and Adolescence. 2006. Vol. 12, Issue 4–5. P. 299–305. DOI: https://doi.org/10.1080/09297040600737984

Hughes C., Golas M., Cosgriff J. [etc.] Effects of a Social Skills Intervention among High School Students with Intellectual Disabilities and Autism and Their General Education Peers // Research and Practice for Persons with Severe Disabilities. 2011. Vol. 36, Issue 1–2. P. 46–61. DOI: https://doi.org/10.2511/rpsd.36.1-2.46

Humphrey N., Hebron J. Bullying of Children and Adolescents with Autism Spectrum Conditions: A ʻState of the Fieldʼ Review // International Journal of Inclusive Education. 2015. Vol. 19, Issue 8. P. 845–862. DOI: https://doi.org/10.1080/13603116.2014.981602

Lasgaard M., Nielsen A., Eriksen M. E. [etc.] Loneliness and Social Support in Adolescent Boys with Autism Spectrum Disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2010. Vol. 40, Issue 2. P. 218–226. DOI: https://doi.org/10.1007/s10803-009-0851-z

Narzisi A., Muratori F., Calderoni S. [etc.] Neuropsychological Profile in High Functioning Autism Spectrum Disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2013. Vol. 43, Issue 8. P. 1895–1909. DOI: https://doi.org/10.1007/s10803-012-1736-0

O’Connor E. The use of ‘Circle of Friends’ Strategy to Improve Social Interactions and Social Acceptance: A Case Study of a Child with Asperger's Syndrome and Other Associated Needs // Support for Learning. 2016. Vol. 31, Issue 2. P. 138–147. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9604.12122

O’Dell L., Bertilsdotter Rosqvist H., Brownlow C. [etc.] Critical Autism Studies: Exploring Epistemic Dialogues and Intersections, Challenging Dominant Understandings of Autism // Disability & Society. 2016. Vol. 31, Issue 2. P. 166–179. DOI: https://doi.org/10.1080/09687599.2016.1164026

Bertilsdotter Rosqvist H. Knowing what to do: exploring meanings of development and peer support aimed at people with autism // International Journal of Inclusive Education. 2019. Vol. 23, Issue 2. P. 174–187. DOI: https://doi.org/10.1080/13603116.2018.1427807

Trottier N., Kamp L., Mirenda P. Effects of Peer-Mediated Instruction to Teach Use of Speech-Generating Devices to Students with Autism in Social Game Routines // Augmentative and Alternative Communication. 2011. Vol. 27, Issue 1. P. 26–39. DOI: https://doi.org/10.3109/07434618.2010.546810

Загрузки

Опубликован

2021-08-31

Выпуск

Раздел

Актуальные экспериментальные исследования психологии и смежных наук