ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПАРЦИАЛЬНОЙ НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Авторы

  • Светлана Владимировна Овчаренко
  • Ольга Александровна Кожемякина

Ключевые слова:

половозрастная идентификация, дошкольники, парциальная несформированность высших психических функций

Аннотация

В статье проблема формирования половозрастной идентификации рассматривается на фоне развития качеств личности, способствующих успешной социализации дошкольников. Цель статьи – на основе теоретического анализа литературы, посвященной формированию половозрастной идентификации, и эмпирического исследования выявить особенности половозрастной идентификации детей старшего дошкольного возраста с парциальной несформированностью высших психических функций. Теоретическими основаниями исследования являются научные публикации отечественных и зарубежных ученых по вопросам психического развития (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия) и половозрастной идентификации (Н. Л. Белопольская). Для изучения особенностей половой идентификации использовались методика исследования детского самосознания «Половозрастная идентификация» (Н. Л. Белопольская), методика «Изучение гендерных установок у детей» (полустандартизированное интервью В. Е. Кагана), методика «Функционально-ролевая согласованность» (В. Е. Каган). В результате изучения половозрастной идентификации были выявлены достоверные различия. Сделаны выводы, что уровень сформированности половозрастной идентичности у старших дошкольников с парциальной несформированностью высших психических функций достоверно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.

Биографии авторов

Светлана Владимировна Овчаренко

Воспитатель логопедической группы, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 510 комбинированного вида «Калинка», Новосибирск

Ольга Александровна Кожемякина

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Библиографические ссылки

Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 70‒78.

Алешина Ю. Е., Воловин А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74–82.

Белопольская Н. Л. Психологическое исследование возможностей половозрастной идентификации у детей с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 1992. № 1. С. 5‒11.

Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания: руководство. М.: Когито-Центр, 2019. 24 с.

Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 87–95.

Берн Ш. Гендерная психология. Секреты психологии: учебное пособие. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 320 с.

Большой толковый психологический словарь: в 2 т. Т. 1. / сост. А. Ребер; пер. с англ. Е. Ю. Чеботарева. М.: АСТ; Вече. 2003. 592 с.

Гендерная психология / под ред. И. С. Клециной. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. 496 с.

Дворянчиков Н. В., Макарова Т. Е. Половозрастная идентичность у лиц, совершивших сексуальные насильственные действия в отношении детей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. № 3. URL: https://psyjournals.ru/files/63799/psyandlaw_2013_3_Makarova_Dvoryanchikov.pdf (дата обращения: 08.04.2021).

Иванова О. И. Педагогическое сопровождение полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2006. 24 с.

Лаврентьева З. И. Формирование идентичности ребенка в приемной семье // Воспитание в изменяющемся мире: материалы первой международной научно-практической конференции (Омск, 30 января 2015 г.) / сост. С. Г. Чухин. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. С. 125‒131.

Макарова Л. М., Головлёва Т. Н. Особенности гендерной идентичности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 20. С. 63–66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17921942 (дата обращения: 08.04.2021).

Овчаренко С. В., Кожемякина О. А. Теоретические основы формирования половозрастной идентификации старших дошкольников в условиях воспитания в дошкольном учреждении // Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: материалы международной научно-практической конференции (Новосибирск, 08–10 декабря 2020 г.). Новосибирск: Немо Пресс, 2020. С. 429–437.

Пекина О. В., Шинкарёва Н. А. Сущность понятий «идентичность», «полоролевая идентичность» в психолого-педагогической литературе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 10 (114). С. 1266‒1269. URL: https://moluch.ru/archive/114/29664/ (дата обращения: 08.04.2021).

Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Особенности школьной адаптации учащихся первых классов в зависимости от сформированности половозрастной идентичности // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2010. № 5. С. 55‒60.

Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. М.: Информация XXI век, 2002. 255 с.

Тимербулатова Э. С., Катионова А. О. Противоречия гендерной асимметрии в семейной организации и андрогиния как возможность ее преодоления // Семейная психология и семейная терапия. 2007. № 2. С. 18‒23.

Штурнева Т. П., Токарева Л. И., Мотчанова И. П. Игра как средство развития полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 38 (172). С. 125‒128. URL: https://moluch.ru/archive/172/45674/ (дата обращения: 08.04.2021).

Ярышева А. А., Кожемякина О. А. Особенности формирования гендерной идентичности у подростков, воспитывающихся в условиях депривации [Электронный ресурс] // СМАЛЬТА. 2019. № 2. С. 53‒59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41368774 (дата обращения: 08.04.2021).

Загрузки

Опубликован

2021-08-31

Выпуск

Раздел

Актуальные экспериментальные исследования психологии и смежных наук