СПЕЦИФИКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Авторы

  • Альбина Сергеевна Тишкова

Ключевые слова:

дистанционное обучение, информационные технологии, ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, интеллектуальные нарушения, умственная отсталость

Аннотация

В статье представлен теоретический обзор проблемы дистанционного обучения детей с умственной отсталостью в современных условиях. Отмечено, что дистанционная форма обучения стала значимой формой реализации образования в связи с пандемией коронавируса, возникшей в 2020 г. Обозначено, что особые сложности в процессе дистантного образования испытывают обучающиеся с умственной отсталостью, что может быть обусловлено тяжестью интеллектуального нарушения, необходимостью непосредственного контакта с педагогом и применением преимущественно наглядных средств обучения. Обозначена психолого-педагогическая характеристика детей с легкой, умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, обусловливающая особые образовательные потребности ребенка и возможность применения дистанционных технологий в процессе образования. Раскрываются основные проблемы дистанционного образования обучающихся с умственной отсталостью и обозначены эффективные пути их преодоления. В заключение указано, что перспективным направлением онлайн-образования детей с интеллектуальными нарушениями будет выступать разработка новых интерактивных технологий с учетом тяжести нарушения и особых образовательных потребностей обучающихся.

Биография автора

Альбина Сергеевна Тишкова

Старший преподаватель кафедры практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Библиографические ссылки

Агавелян О. К., Агавелян Р. О. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики [Электронный ресурс]: монография. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004. 412 с. URL: https://lib.nspu.ru/views/library/2171/read.php (дата обращения: 19.04.2021) (доступ по паролю).

Азрад Г. Я., Волкова Д. С. Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью [Электронный ресурс] // Мастер-класс. 2019. № 3. С. 40–45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37266273 (дата обращения: 11.04.2021).

Алмазова О. В., Зак Г. Г., Козик Т. В. Обоснование необходимости интеграции традиционных и цифровых технологий в обучении и профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью // Специальное образование. 2020. № 4 (60). С. 6–17. DOI: https://doi.org/10.26170/sp20-04-01

Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика и коррекция развития детей с интеллектуальной недостаточностью. М.: Когито-Центр, 2004. 56 с.

Божович Л. И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии. 1976. № 4. С. 55–68.

Головач А. Ф., Кохан Н. В. Модель дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на примере ГБОУ НСО «Областной центр образования» [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 4. С. 40–48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30071070 (дата обращения: 25.04.2021).

Грунт Е. В., Беляева Е. А., Лисситса С. Дистанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы российскому высшему образованию [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 45–58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44130089 (дата обращения: 25.04.2021).

Ермолова В. М., Чальцева Т. А., Евдокимова Л. А. Особенности организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 2 (54). С. 117–122. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43052086 (дата обращения: 22.03.2021).

Забрамная С. Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний // Детская патопсихология: хрестоматия / сост. Н. Л. Белопольская. М.: Когито-Центр, 2000. С. 19–32.

Ильина М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. СПб.: Питер, 2006. 368 с.

Иуков Е. А. Дистанционное обучение детей-инвалидов и лиц с ОВЗ: зарубежный опыт [Электронный ресурс] // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 1 (2). С. 265–266. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24931977 (дата обращения: 15.04.2021).

Курдюкова С. В. Экологическое воспитание умственно отсталых детей посредством информационно-коммуникативных технологий [Электронный ресурс] // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции (Саранск, 03–04 декабря 2015 г.). Саранск: Изд-во МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 2016. С. 342–348. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26065208&pff=1 (дата обращения: 05.04.2021).

Лычагина Е. Б. Пандемия и образование. Современные IT-технологии в образовании [Электронный ресурс] // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2020. Т. 11, № 4 (46). С. 149–154. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44871523 (дата обращения: 01.03.2021).

Михальчи Е. В. Влияние пандемии коронавируса на развитие дистанционного инклюзивного образования // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2021. № 1 (46). С. 18–27. DOI: https://doi.org/10.37386/2413-4481-2021-1-18-27

Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 30.04.2021).

Педагогика инклюзивного образования: учеб. / Т. Г. Богданова, А. М. Гусейнова, Н. М. Назарова [и др.]. М.: ИНФРА-М, 2017. 335 с.

Рябуха Н. В. Применение дидактического материала на уроках дистанционного обучения по предмету «Окружающий мир» [Электронный ресурс] // Социальная педагогика. 2017. № 6. С. 47–52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35384751 (дата обращения: 12.04.2021).

Тишина Л. А., Данилова А. М., Шишкова М. И., Артёмова Е. Э. Применение дистанционных технологий в специальном образовании: проблемы и риски [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 11-1. С. 212–218. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44300114 (дата обращения: 19.04.2021).

Шипицына Л. М. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. М.: Академия, 2012. 224 с.

Загрузки

Опубликован

2021-08-31

Выпуск

Раздел

Теоретико-методологические аспекты психологии и других наук о человеке