К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВАХ ПСИХОЛОГОВ КАК ДЕТЕРМИНАНТАХ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы

  • Татьяна Юрьевна Петровская
  • Юлия Михайловна Перевозкина

Ключевые слова:

профессионально важные качества, профессиональная деятельность, профессия, психолог, деятельность

Аннотация

Статья посвящена изучению проблемы профессиональной пригодности психологов. Обоснована актуальность проблемы в современной России. В ходе исследования рассмотрена проблема многогранности толкования профессионально важных качеств в отечественной и зарубежной психологической науке. Представлен теоретический анализ подходов к пониманию профессионально важных качеств специалистов-психологов. На основе проведенного теоретического анализа сделаны выводы о роли профессионально важных качеств в успешности осуществления профессиональной деятельности психолога. Таким образом, установлено, что разработанность проблематики профессионально важных качеств психологов требует дальнейшего научного прояснения в аспектах однозначности их перечня, структуризации и комплексировании, динамики развития и становления.

Биографии авторов

Татьяна Юрьевна Петровская

Старший преподаватель кафедры социальной психологии и виктимологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Юлия Михайловна Перевозкина

Доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Библиографические ссылки

Бозаджиев В. Л. К вопросу о профессиональной некомпетентности и профессиональной беспомощности психолога [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2020. № 2–3 (10–11). С. 71–75. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44614085 (дата обращения: 01.04.2021).

Винарчик Е. А., Акинина Е. Б. Формирование и развитие профессионально важных качеств психологов [Электронный ресурс]: практикум. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2019. 88 с. URL: http://dspace.www1.vlsu.ru/bitstream/123456789/7970/1/01854.pdf (дата обращения: 03.04.2021).

Винарчик Е. А. Особенности развития профессионально-важных качеств студентов-психологов первого курса обучения [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 431–434. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35197042 (дата обращения: 01.03.2021).

Гильфантинова Р. В. Психолого-педагогическая модель формирования готовности психологов-консультантов к профессиональной деятельности: дис. … канд. психол. наук. М., 2020. 187 с.

Жигулин А. А. Профессионально-значимые качества психолога [Электронный ресурс] // Территория науки. 2014. № 2. С. 30–34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22992445 (дата обращения: 01.04.2021).

Забродин Ю. М., Леонова О. И. Организация применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, № 3. С. 19–29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30455163 (дата обращения: 05.04.2021).

Забродин Ю. М., Пахальян Э. В. Проблемы оценки соответствия профессиональной деятельности практических психологов требованиям внедряемых стандартов (Еще раз об экспертах и экспертизе в практической психологии) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10, № 2. С. 21–42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35132560 (дата обращения: 01.04.2021).

Карпов А. В. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник для среднего профессионального образования. М.: Юрайт, 2019. 570 с.

Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд: монография: в 4 т. Т. I: Системогенез профессиональной и учебной деятельности / В. Д. Шадриков [Электронный ресурс]. М.: Изд. дом РАО; Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2017. 326 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30649986 (дата обращения: 05.03.2021).

Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд: монография: в 4 т. Т. IV: Интегральная концепция системогенеза деятельности / А. В. Карпов, В. Д. Шадриков [Электронный ресурс]. М.: Изд. дом РАО; Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2017. 446 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30705900 (дата обращения: 01.04.2021).

Карпов А. В. Закономерности структурно-уровневой организации профессионально-важных качеств личности [Электронный ресурс] // Методология современной психологии. 2017. № 7. С. 145–160. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30622007 (дата обращения: 31.03.2021).

Киселева Т. В. Психолого-педагогические условия развития профессионально значимых качеств военных педагогов-психологов: дис. … канд. психол. наук. Курск, 2009. 185 с.

Клюева Н. В., Армашова А. Б., Руновская Е. Г. Этические принципы в психологическом консультировании [Электронный ресурс] // II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка: сборник материалов. М.: Изд-во Психологического ин-та РАО, 2020. С. 128–132. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44208983 (дата обращения: 01.04.2021).

Косарева А. Б. Индивидуально-личностные особенности готовности студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности: дис. … канд. психол. наук. М., 2010. 302 с.

Кулишов В. В. Психологическая модель профессионально важных качеств будущего военного психолога: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2008. 25 с.

Лаврентьева И. В., Рекша Ю. М. Профессионально важные свойства личности психологов уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2015. № 9. С. 243–245. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-vazhnye-svoystva-lichnosti-psihologov-ugolovno-ispolnitelnoysistemy (дата обращения: 01.04.2021).

Лебедева А. А. Развитие профессионально важных качеств психолога-консультанта: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2007. 173 с.

Небольсин Ю. А. Формирование престижа профессии психолога: дис. … канд. психол. наук. М., 2016. 180 с.

Петров В. Е., Левашова Т. Н. Психодиагностика в прогнозировании успешности профессиональной деятельности психолога ОВД [Электронный ресурс] // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 1 (44). С. 71–73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16921243 (дата обращения: 01.04.2021).

Плахута О. Г. Динамика становления профессионально важных качеств практических психологов: дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 196 с.

Поваренков Ю. П. Классификация субъективных детерминант деятельности профессионала [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 186–194. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29948051 (дата обращения: 01.04.2021).

Рожкова А. П. Развитие личностных профессионально важных качеств студентов-психологов средствами тренинга: дис. … канд. психол. наук. Казань, 2004. 203 с.

Стасенко В. Г. Профессия психолог в современном мире. Воронеж: МИКТ, Corol studia, 2010. 77 с.

Тимофеева Т. С. Профессионально важные качества и компетенции в структуре профессиональной идентичности психолога [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/79PSMN519.pdf (дата обращения: 25.02.2021).

Ткаченко Н. С., Парамонова Ю. А. Профессионально важные качества психолога служебной деятельности как условия его профессионализма [Электронный ресурс] // Психологическое сопровождение личностно-профессионального самоопределения и развития на различных этапах становления профессионала: сборник научных статей по итогам проведения международного круглого стола (Белгород, 17 апреля 2018 г.). Белгород: Эпицентр, 2018. С. 48–53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42420733 (дата обращения: 10.04.2021).

Цветков В. Л., Хрусталева Т. А. Профиль профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел [Электронный ресурс] // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2 (61). С. 22–25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profil-professionalnyh-kompetentsiy-psihologa-organov-vnutrennih-del (дата обращения: 10.04.2021).

Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Логос, 2007. 189 с.

Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: Наука, 1998. 335 с.

Chandler C., Eubank M., Nesti M., Cable T. Personal Qualities of Effective Sport Psychologists: A Sports Physician Perspective // Physical Culture and Sport Studies and Research. 2014. Vol. 61 (4). P. 28–38. DOI: http://dx.doi.org/10.2478/pcssr-2014-0003

Kelly J. G. Qualities for the community psychologist // American Psychologist. 1971. Vol. 26, Issue 10. P. 897–903. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/h0032231

Wang A. Y., Frederick C. M. Leadership in higher education: Opportunities and challenges for psychologist-managers // The Psychologist-Manager Journal. 2018. Vol. 21, Issue 3. P. 197–207. DOI: https://doi.org/10.1037/mgr0000072

Загрузки

Опубликован

2021-08-31

Выпуск

Раздел

Теоретико-методологические аспекты психологии и других наук о человеке