СТРЕСС ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ МАТЕРИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА РАЗВИТИЯ НАРУШЕНИЙ ПЛОДА

Авторы

  • Екатерина Олеговна Ермолова
  • Юлия Олеговна Образова
  • Екатерина Олеговна Булавина

Ключевые слова:

развитие, беременность, плод, стресс, перинатальный период, тератогенные факторы

Аннотация

Основа физического и психического здоровья человека закладывается в период пренатального филогенеза и онтогенеза. В последние десятилетия все больше внимания ученых уделяется рассмотрению факторов, влияющих на созревание и развитие плода, однако количество таких исследований нельзя назвать исчерпывающим. Также отсутствуют систематизированные данные об эпигенетических механизмах, влияющих на дезонтогенез развития. В статье рассматривается проблема влияния стресса на созревание, развитие и вынашивание плода как одного из ключевых механизмов, запускающих дезадаптацию организма. Представлен обзор зарубежных и отечественных исследований по данной проблеме. Выделены стрессфакторы, вызывающие возникновение нарушений в развитии плода и в дальнейшем ребенка. Содержательно раскрыты такие понятия, как «стресс», «адаптационный синдром» и «адаптация к беременности». В работе делается вывод о том, что психоэмоциональное состояние матери во время беременности является ключевой ситуацией развития плода, а материнский стресс оказывает тератогенное воздействие.

Биографии авторов

Екатерина Олеговна Ермолова

Кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии и истории психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Юлия Олеговна Образова

Студент факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Екатерина Олеговна Булавина

Студент факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Библиографические ссылки

Агаркова И. А. Неразвивающаяся беременность: оценка факторов риска и прогнозирование (обзор) [Электронный ресурс] // Медицинский альманах. 2010. № 4. С. 82–88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nerazvivayuschayasya-beremennostotsenka-faktorov-riska-i-prognozirovanie-obzor (дата обращения: 26.04.2021).

Анисимова Н. В., Хрянин А. В. К вопросу изучения причин ранней эмбриональной смертности у человека [Электронный ресурс] // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2008. № 14. С. 105–108. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-izucheniya-prichin-ranneyembrionalnoy-smertnosti-u-cheloveka (дата обращения: 25.04.2021).

Артемьева Ж. Г., Поздеева М. С. Влияние условий перинатального периода на развитие ребенка [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 546–548. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29042156 (дата обращения: 25.04.2021).

Ахметшина Д. Р., Валеева Г. Р., Колоннезе М., Хазипов Р. Н. Активность мозга на эмбриональных этапах развития [Электронный ресурс] // Ученые записки Казанского университета. Серия: Естественные науки. 2015. Т. 157, № 2. С. 5–34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24035854 (дата обращения: 26.04.2021).

Воробейчик Я. Н. Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика). Одесса: Альянс-Юг, 2004. 360 с.

Выговская Л. Е., Шулаев А. В., Закиров И. К. Медико-статистический анализ влияния неблагоприятных факторов перинатального периода на рождение недоношенных детей [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2011. № 9-2. С. 223–227. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16524919 (дата обращения: 26.04.2021).

Грандилевская И. В. Комплексная программа психологического сопровождения беременных [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 4. С. 226–230. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-programma-psihologicheskogo-soprovozhdeniyaberemennyh (дата обращения: 26.04.2021).

Демидова Т. В. Сестринский уход за недоношенным новорожденным: учебное пособие. Иркутск: Изд-во ИГМУ, 2013. 52 с.

Добряков И. В. Семейные факторы, влияющие на формирование различных типов психологического компонента гестационной доминанты [Электронный ресурс] // Российский психиатрический журнал. 2011. № 2. С. 35–40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-faktory-vliyayuschie-na-formirovanie-razlichnyh-tipovpsihologicheskogo-komponenta-gestatsionnoy-dominanty (дата обращения: 26.04.2021).

Котлярова М. Н. Изучение влияния социальных отношений беременных женщин на характер протекания беременности [Электронный ресурс] // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 3 (6). С. 36–58. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-vliyaniya-sotsialnyh-otnosheniy-beremennyhzhenschin-na-harakter-protekaniya-beremennosti (дата обращения: 27.04.2021).

Купченко В. Е. Психология беременности: основные направления исследования [Электронный ресурс] // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2007. № 1. С. 30–34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-beremennostiosnovnye-napravleniya-issledovaniya (дата обращения: 26.04.2021).

Маркель А. Л. Стресс и эволюция [Электронный ресурс] // Информационный вестник ВОГиС. 2008. Т. 12, № 1-2. С. 206–215 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12515817 (дата обращения: 25.04.2021).

Оганов Р. Г., Погосова Г. В. Стресс: что мы знаем сегодня об этом факторе риска? [Электронный ресурс] // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2007. Т. 3, № 3. С. 60–67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stress-chto-my-znaemsegodnya-ob-etom-faktore-riska (дата обращения: 26.04.2021).

Полякова О. О., Ушакова Я. В. Влияние стресса на психологические особенности беременных женщин [Электронный ресурс] // Огарёв-Online. 2014. № 1 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stressa-na-psihologicheskie-osobennostiberemennyh-zhenschin (дата обращения: 26.04.2021).

Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. 327 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010. 705 с.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 416 с.

Серебрякова А. А. Адаптация к беременности и материнству женщин, обучающихся в высших учебных заведениях [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 9. С. 260–262. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-k-beremennosti-i-materinstvu-zhenschin-obuchayuschihsya-vvysshih-uchebnyh-zavedeniya (дата обращения: 26.04.2021).

Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

с.

Творогова Н. Д., Кулешова К. В. Беременность как период психологической трансформации [Электронный ресурс] // РМЖ. Мать и дитя. 2015. Т. 23, № 14. С. 857–860. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/beremennost-kak-periodpsihologicheskoy-transformatsii-1 (дата обращения: 26.04.2021).

Ульянич А. Л., Бохан Т. Г., Лещинская С. Б. [и др.] Особенности внутренней картины беременности у женщин с соматическими осложнениями с угрозой прерывания беременности [Электронный ресурс] // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21, № 2 (78). С. 435–450. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vnutrenney-kartiny-beremennosti-u-zhenschin-s-somaticheskimioslozhneniyami-s-ugrozoy-preryvaniya-beremennosti (дата обращения: 26.04.2021).

Шер С. А. Тератогенное воздействие лекарственных средств на организм будущего ребенка на этапе внутриутробного развития [Электронный ресурс] // Педиатрическая фармакология. 2011. Т. 8, № 6. С. 57–60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teratogennoe-vozdeystvie-lekarstvennyh-sredstv-na-organizm-buduschego-rebenka-naetape-vnutriutrobnogo-razvitiya (дата обращения: 26.04.2021).

Abdoli А., Falahi Sh., Kenarkoohi A., Shams M. The COVID-19 pandemic, psychological stress during pregnancy, and risk of neurodevelopmental disorders in offspring: a neglected consequence // Journal of Psychosomatic Obstetrics and Gynecology. 2020. Vol. 41, Issue 3. P. 247–248. DOI: https://doi.org/10.1080/0167482X.2020.1761321

Da Costa D., Larouche J., Dritsa M., Brender W. Variations in stress levels over the course of pregnancy: Factors associated with elevated hassles, state anxiety and pregnancyspecific stress // Journal of Psychosomatic Research. 1999. Vol. 47. P. 609–621.

Glover V., Barlow J. Psychological adversity in pregnancy: what works to improve outcomes? // Journal Children’s Services. 2014. Vol. 9, Issue 2. P. 96–108. DOI: https://doi.org/10.1108/JCS-01-2014-0003

Glover V. The Effects of Prenatal Stress on Child Behavioural and Cognitive Outcomes Start at the Beginning [Электронный ресурс] // Encyclopedia on Early Childhood Development. URL: https://www.child-encyclopedia.com/stress-and-pregnancyprenatal-and-perinatal/according-experts/effects-prenatal-stress-child (дата обращения: 25.04.2021).

Nayak S. K., Poddar R., Jahan M. Psychological Problems during Advance Stage of Pregnancy [Электронный ресурс] // The International Journal of Indian Psychology. 2015. Vol. 2. Issue 2. URL: http://oaji.net/articles/2015/1170-1421476192.pdf (дата обращения: 25.04.2021).

Nath A., Murthy G. V. S., Babu G. R. [etc.] Effect of prenatal exposure to maternal cortisol and psychological distress on infant development in Bengaluru, southern India: a prospective cohort study // BMC Psychiatry. 2017. № 17. DOI: https://doi.org/10.1186/s12888-017-1424-x

Walsh K., McCormack C. A. Webster R. [etc.] Maternal prenatal stress phenotypes associate with fetal neurodevelopment and birth outcomes // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2019. № 116 (48). DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.1905890116

Zakharova L. A. Perinatal stress in brain programming and pathogenesis of psychoneurological disorders // Biology Bulletin. 2015. Vol. 42. № 1. P. 12–20. DOI: https://doi.org/10.7868/S0002332915010130

Загрузки

Опубликован

2021-08-31

Выпуск

Раздел

Теоретико-методологические аспекты психологии и других наук о человеке