ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ СВОЙСТВ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы

  • Людмила Владимировна Канунникова

Ключевые слова:

психолого-педагогическое сопровождение, темперамент, дошкольная образовательная организация, субъекты образовательного процесса, ребенок дошкольного возраста

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях дошкольной образовательной организации. Обоснована необходимость разработки и применения авторской технологии и определены условия психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом свойств типа темперамента обучающихся дошкольного возраста. Представлены авторские методические рекомендации и комплекс коррекционно-развивающих мероприятий по организации такого сопровождения. Сделан вывод, что психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с учетом свойств типа темперамента обучающегося в условиях дошкольной образовательной организации является эффективным способом психического развития дошкольника с учетом определенных психолого-педагогических условий. Выявленные условия могут служить ориентиром в разработке эффективных программ психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации.

Биография автора

Людмила Владимировна Канунникова

Магистрант, направление «Психолого-педагогическое образование», Институт истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Библиографические ссылки

Адушкина К. В., Лозгачёва О. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования [Электронный ресурс]: учебное пособие. Екатеринбург, 2017. 163 с. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7498/1/uch00209.pdf. (дата обращения: 08.01.2021).

Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб.: Дорваль, 1993. 96 с.

Белоус В. В., Боязитова И. В. Место и роль темперамента в структуре интегральной индивидуальности // Психологический журнал. 1989. Т. 10, № 4. С. 87–93.

Бокова О. А., Тарахов С. И. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной среде: современные теоретические предпосылки исследования [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 243–247. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41286640 (дата обращения: 10.01.2021).

Борисов Д. Д. Темперамент и индивидуальность. Исследование темперамента методом визуальной психодиагностики [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. 2016. № 5. С. 134–141. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27278841 (дата обращения: 10.01.2021).

Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. 1995. № 3. С. 58–64.

Голубева Э. А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Оствальда и Павлова к современным исследованиям // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 1. С. 64–74.

Гуремина Н. В. Анализ Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС Основного общего и среднего общего образования в контексте индивидуализации современного образования [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 12-3. С. 410–411. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25013514 (дата обращения: 10.01.2021).

Иванова И. В. Педагогическое сопровождение становления саморазвивающейся личности: монография. М.: ИНФРА-М, 2019. 296 с.

Итоговый отчет министерства образования Новосибирской области о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2019 год [Электронный ресурс]. URL: http://minobr.nso.ru/sites/minobr.nso.ru/wodby_files/files/wiki/2014/11/itogovyy_otchet_2019.pdf (дата обращения: 20.01.2021).

Мамайчук И. И., Кириеева Л. А. Психолого-педагогическая помощь семье. Л.: Знание, 1986. 32 с.

Макарова Г. А. Роль темперамента в адаптации детей // Материалы 2-й научно-практической конференции «Педагогика развития и перемены в Российском образовании». Красноярск, 1995. С. 97–103.

Мерлин В. С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / под ред. Е. А. Климова. 2-е изд., стер. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. 544 с.

Монгуш О. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Педагогическое мастерство: материалы VI Международной научной конференции (Москва, 20–23 июня 2015 г.). Магнитогорск: Буки-Веди, 2015. С. 59–62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23952632 (дата обращения: 10.01.2021).

Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ д/с № 398. Новосибирск, 2018. 122 с.

Положение о психолого-педагогическом консилиуме МКДОУ д/с № 398. Новосибирск, 2020. 14 с.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/#review (дата обращения: 14.01.2021).

Психодиагностика в дошкольном возрасте: практикум для студентов / cост. О. В. Конькова. Минск: БГУ, 2012. 56 с.

Рожков М. И., Макеева Т. В. Социальная педагогика: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 287 с.

Создание и апробация модели психолого-педагогического со-провождения инклюзивной практики: методическое пособие / под ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. М.: Изд-во МГППУ, 2012. 156 с.

Слободская Е. Р. Темперамент как фактор приспособления личности в критические периоды развития: дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 2000. 310 с.

Столбунова Н. Н. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с различными нарушениями в развитии в условиях инклюзивного образования: магистр. дис. Новосибирск, 2020. 116 с.

Уточкина О. А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления обучающихся в системе среднего профессионального образования: магистр. дис. Новосибирск, 2020. 124 с.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 14.01.2021).

Шалонько Е. Б. Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в дошкольном возрасте: дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2009. 164 с.

Шипицына Л. М., Казакова Е. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: учебное пособие. М.: Владос, 2003. 528 с.

Юнг К. Г. Психологические типы. Минск: Харвест, 2017. 528 с.

Chess S., Tomas A. Temperament theory and practice. N. Y., 1996. 684 p.

Strelau J. Temperament: A psychological perspective. N. Y.: Plenum, 1999. 467 p.

Загрузки

Опубликован

2021-04-29

Выпуск

Раздел

Научный дебют