КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ «SOFT SKILLS» ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Авторы

  • Ольга Борисовна Ганпанцурова
  • Анастасия Николаевна Помагаева

Ключевые слова:

коммуникативная компетентность, soft skills, профессионализация, педагог-психолог, профессиональная деятельность, участники образовательного процесса

Аннотация

В статье проблема становления гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления и недостаточной разработанности в психологической науке целостного представления о становлении данных навыков рассматривается через призму понятия «soft skills» как одного из треков динамично меняющегося мира. Целью исследования является изучение феномена «soft skills» в рамках компетентностного подхода применительно к профилю «Психология образования» направления «Психолого-педагогическое образование». Методология заключается в обобщении теоретических источников по проблеме исследования, рассмотрены различные подходы к пониманию и анализу «мягких» навыков студентов. Применен метод экспертного оценивания показателей гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления, в результате чего определена специфика становления гибких навыков коммуникации в период профессионализации у специалистов данного профиля. В результате проведенного исследования soft skills определены как комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное взаимодействие в любой коммуникативной ситуации, его высокую эффективность и являются сквозными, т. е. не связанными со спецификой профессиональной деятельности. Сформулированы характеристики гибких навыков коммуникации для педагогов-психологов, которые являются не только универсальными, но и специально профессиональными компетенциями для специалистов, обеспечивающих психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса.

Биографии авторов

Ольга Борисовна Ганпанцурова

Старший преподаватель кафедры практической и специальной психологии, факультет психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Анастасия Николаевна Помагаева

Студент, факультет психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Библиографические ссылки

Бацунов С. Н., Дереча И. И., Кунгурова И. М. [и др.] Современные детерминанты развития soft skills [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2018. № 4. С. 198–206. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-determinanty-razvitiya-soft-skills/viewer (дата обращения: 05.12.2020).

Богдан Е. С. Развитие у студентов инженерных направлений soft skills как важный фактор их конкурентоспособности [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 2-4. С. 17–20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-u-studentov-inzhenernyh-napravleniy-soft-skills-kak-vazhnyy-faktor-ih-konkurentosposobnosti (дата обращения: 05.12.2020).

Зеер Э. Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование: монография. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2006. 170 с.

Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Электронный ресурс] // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14–22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21594616 (дата обращения: 05.12.2020).

Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills

и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Науковедение. 2017. Т. 9, № 1. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 10.01.2021).

Кашапов М. М., Киселева Т. Г. Модель профессиональной компетентности психолога в соответствии со стандартами образования [Электронный ресурс] // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2003. № 1 (5). С. 91–94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25841759 (дата обращения: 10.01.2021).

Лукша П. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf (дата обращения: 15.12.2020).

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 30.09.2020).

Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.

Раицкая Л. К., Тихонова Е. В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15, № 3. С. 350–363. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35721716 (дата обращения: 05.12.2020).

Россия 2025: от кадров к талантам [Электронный ресурс]. URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf (дата обращения: 30.09.2020).

Сальная Л. К. Soft skills в компетентностной модели выпускника вуза // Наука. Образование. Культура. Вклад молодых исследователей: сборник статей по материалам III Международной научной конференции преподавателей, молодых ученых, аспирантов и студентов вузов (Новочеркасск, 26 апреля 2016 г.) / под ред. Л. Н. Соколовой. Новочеркасск: Изд-во ЮРГПУ (НПИ) имени М. И. Платова, 2016. С. 331–334. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26640847 (дата обращения: 05.12.2020).

Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 65–89. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89

Фейдл Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование / пер. Е. Качалина, В. Генаров. М.: Сколково, 2016. 212 с.

Чернецова Л. В. Инвестиции в «soft skills» – ключ к успеху // Бизнес и стратегии. 2016. № 4 (05). С. 73–78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28184345 (дата обращения: 15.12.2020).

Skills for Social Progress. The Power of Social and Emotional Skills [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/education/skills-for-social-progress-9789264226159-en.htm (дата обращения: 10.01.2021).

Heath C. P. M. Technical and Non-technical Skills Needed by Oil Companies // Journal of Geoscience Education. 2000. Vol. 48 (1). Р. 5–18. DOI: https://doi.org/10.5408/1089-9995-48.5.605

Kaburise Ph. Improving soft skills and communication in response to youth unemployment // International Journal of African Renaissance Studies- Multi-, Inter- and Transdisciplinarity. 2016. Vol. 11 (2). Р. 87–101. DOI: https://doi.org/10.1080/18186874.2016.1248061

Knobbs C. G., Grayson D. J. An approach to developing independent learning and non-technical skills amongst final year mining engineering students [Электронный ресурс] // European Journal of Engineering Education. 2012. Vol. 37 (3). Р. 307–320. URL: http://hdl.handle.net/2263/19186 (дата обращения: 15.12.2020).

Miller J. K. The Montessori Elementary School and Its Curriculum. Montessori Development Foundation, 1974. 178 p.

Skills for Social Progress. The Power of Social and Emotional Skills. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/9789264226159-en

The definition and selection of key competencies [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/pisa/35070367.pdf (дата обращения: 25.09.2020).

The 10 skills you need to thrive in the Fourth Industrial Revolution [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/agenda/2016/01/the-10-skills-you-need-to-thrive-in-the-fourth-industrial-revolution/ (дата обращения: 20.12.2020).

Загрузки

Опубликован

2021-04-29

Выпуск

Раздел

Актуальные экспериментальные исследования психологии и смежных наук